В перспективе авиапутешествия перестанут быть связаны с задержками рейсов, а воздействие на экологию будет сведено к минимуму благодаря внедрению инновационной системы управления полетами.
Программа Iris разработана для обеспечения летательных аппаратов спутниковыми каналами связи, что позволит пилотам и диспетчерам воздушного движения использовать оптимальные и оперативные маршруты. Это приведет к повышению эффективности, сокращению расхода топлива и уменьшению негативного воздействия на экологию.
Эта система создана при поддержке Европейского космического агентства (ЕКА) и международной компании спутниковой связи Inmarsat, расположенной в Лондоне, и будет опробована на отдельных рейсах в ближайшие месяцы, а ее коммерческое использование запланировано на 2021 год.
Представители ряда национальных служб управления воздушным движением из Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Швейцарии и Великобритании дали согласие на проведение испытаний коммерческой системы.
Производители самолетов разрабатывают и сертифицируют коммерческие авионики для поддержания технологии, а Inmarsat заключила договор с European Satellite Services Provider (группа из семи национальных организаций по управлению воздушным движением) для определения будущих рынков и коммерческих перспектив.
«По словам Магали Вайссир из ЕКА, технология Iris уже готова к применению. В агентстве выражают удовлетворение, поскольку этот этап является значительным шагом на пути к более безопасным, экологичным и эффективным авиаперевозкам».
Космические технологии будут интегрированы с уже действующей наземной инфраструктурой. В настоящее время диспетчеры используют радары для определения местоположения воздушных судов и направления их движения. После этого они связываются с пилотами и дают им рекомендации. Однако такой метод является достаточно затратным и предполагает наличие значительных страховочных зон безопасности вокруг самолетов, что может снизить эффективность воздушного движения и вызвать задержки. Кроме того, он требует прямой видимости между воздушными судами и наземными радарными станциями, что невозможно при перелете самолетов через океаны, что приводит к использованию еще больших буферных зон.
В сотрудничестве с ЕКА Inmarsat работала над оцифровкой системы. Каждый самолет планировалось оборудовать терминалами для спутниковой передачи данных Iris позволяет диспетчерам управлять все более насыщенным воздушным движением без необходимости общаться с каждым пилотом отдельно. Планы полетов могут постоянно обновляться непосредственно в пути, обеспечивая тем самым оптимальную траекторию к пункту назначения. Это позволяет диспетчерам планировать посадки заблаговременно, максимально увеличивая пропускную способность воздушного пространства и аэропортов и в то же время минимизируя расход топлива и выделение углекислого газа.
Благодаря системе Iris авиадиспетчеры смогут эффективно управлять ожидаемым увеличением трафика и гарантировать безопасность воздушного пространства.