Нового робота, похожего на таракана, невозможно раздавить

Миниатюрный робот, сопоставимый по размеру с почтовой маркой, может выдерживать нагрузку, которая в миллион раз больше его собственного веса.

Многие инженерные разработки, как общеизвестно, берут начало в природе. Одним из наиболее эффективных прототипов для создания миниатюрных роботов служит саранча. Кроме того, тараканы также послужили замечательными ориентирами для инженеров: они отличаются быстротой, маневренностью и обладают довольно прочным экзоскелетом. Но, тем не менее, их достаточно просто повредить.

Изучая особенности строения тараканов, ученые из университетов Цинхуа, Бехайнского (Китай) и Калифорнийского разработали робота, имитирующего насекомое, но превосходящего его по некоторым параметрам. Масса устройства составляет менее одной десятой грамма, при этом оно способно выдерживать вес человека, достигающий 60 килограммов. Такая прочность выделяет его на фоне большинства миниатюрных роботов, которые обычно отличаются высокой хрупкостью. Подробности разработки опубликованы в журнале Science Robotics.

На первый взгляд, изделие инженеров напоминает прямоугольный металлический брусок. В этом есть доля правды: основа устойчивости робота к нагрузкам – в простоте его конструкции. Он изготовлен из тонкого листа поливинилидендифторида – пьезоэлектрического материала, который способен расширяться и сжиматься под воздействием переменного тока. Благодаря этому сжатию-расширению, а еще передней ноге и эластичному полимерному слою робот и передвигается, изгибаясь и толкая самого себя вперед со скоростью 20 сантиметров в секунду.

Он также может подниматься по некрутым склонам, преодолевать небольшие трубы и даже транспортировать грузы, вес которых в шесть раз больше его собственного веса, например, арахис. В настоящее время бот подключен к источнику энергии, однако, по замыслу разработчиков, в перспективе он будет функционировать от миниатюрного батареи. Инженеры полагают, что роботы подобного типа могут оказаться полезными при изучении труднодоступных районов, пострадавших от стихийных бедствий и катастроф, благодаря их маневренности, скорости и надёжности.