Просмотр документальных фильмов о природе положительно влияет на состояние зрителей

Исследования показали, что просмотр природы на экране телевизора улучшает эмоциональное состояние, уменьшает уровень стресса и помогает избавиться от скуки. Использование виртуальной реальности позволяет усилить этот положительный эффект, давая возможность ощутить близость к природе.

Работа над исследованием была проведена группой специалистов из Экстерского университета, расположенного в Великобритании. Для участия в эксперименте было отобрано 96 добровольцев старше восемнадцати лет, и исследователи оценили воздействие просмотра видеороликов о природе на их самочувствие, используя как телевизор, так и очки виртуальной реальности. Результаты опубликованы в журнале Journal of Environmental Psychology.

Исследования осуществлялись в небольшой и тихой комнате, чтобы избежать неблагоприятного воздействия внешних звуков. Изначально участникам демонстрировали неинтересное видео, на котором персонаж монотонно описывал свою деятельность в канцелярском магазине, после чего им показывали пятиминутный ролик о тропических коралловых рифах: обычный по телевизору, видео могли быть сняты с использованием различных техник, включая панорамную съемку или создание с помощью компьютерной графики через очки виртуальной реальности. После просмотра каждого видео исследователи оценивали состояние участников исследования.

Результаты показали, что сюжеты о природе помогают избавиться от негативных эмоций и скуки. При этом способ просмотра — по телевизору или в VR-очках — не особо влияет на эффект. Однако видео с использованием компьютерной графики показалось участникам более реалистичным и позволило им чувствовать себя связанными с природой — это вызвало у них больше положительных эмоций. Респонденты отметили, что одновременно с этим громоздкое оборудование отвлекало и мешало в полной мере насладиться роликом.

В сообщении команды указано, что исследование имело ряд ограничений. Прежде всего, добровольцам ролик, демонстрирующий работу в канцелярском магазине, мог показаться недостаточно монотонным, что могло уменьшить воздействие видео о природе. Кроме того, изображения коралловых рифов могли быть слишком красочными, а передачи, посвященные, к примеру, лесам или животным, возможно, не вызвали бы позитивных эмоций. Для оценки воздействия передач о природе на состояние зрителей и выявления других программ, способных помочь в преодолении негативных эмоций, требуются дополнительные исследования.

Авторы полагают, что их работа может быть особенно актуальна в нынешней ситуации, когда многие люди вынуждены проводить много времени дома, сталкиваясь со стрессом и ощущением скуки. «Телевизионные передачи могут помочь населению получить свою “дозу” контакта с природой и справиться с негативом», — рассказал Ники Ео, один из авторов работы. Кроме того, результаты будут использовать, чтобы помочь пациентам больниц, которые не могут выходить на улицу и нуждаются в положительных эмоциях.