Пока российские ученые предлагают использовать борщевик для производства бумаги, продавцы спекулируют на сахаре. Однако в Минпромторге отмечают снижение спроса на «сладкое золото». Дефицит, как оказалось, был спровоцирован массовой истерией, поскольку в России не только производят отечественный сахар, но и экспортируют его. Более того, запасы сладости позапрошлого года еще обильно хранятся. Паническими покупками объяснили возникновение ажиотажа. Naked Science проанализировал психологию этого явления.
В период пандемии россияне устали от соленой гречки, и это открыло новые возможности. Люди стали активно покупать сахар. Гречка и туалетная бумага, как и прежде, оказались в центре внимания. Также возрос спрос на женские средства гигиены и офисную бумагу формата А4. Специалисты из Института проблем химической физики РАН, расположенного в Черноголовке, предложили инновационный способ получения беленой целлюлозы, используемой в производстве офисной бумаги. Для этого они выбрали в качестве сырья всем известный борщевик. Благодаря этому находчивые ученые решили одновременно решить две задачи: восполнить дефицит и избавиться от зарослей ядовитого растения.
Вопрос о «нехватке сладкого» связан с тем, что экономический бум принял форму так называемого «сахарного пузыря». Не все осведомлены, но в последние годы наша страна значительно увеличила производство сахара. Открытие двух новых заводов в Белгородской и Воронежской областях также внесло свой вклад в это. В настоящее время экспорт продукции остановлен, поэтому у сахара нет возможности покинуть страну — соответственно, физического дефицита сладости в России нет и, вероятно, не возникнет. Таким образом, проблема кроется в спекуляциях продавцов и необдуманных закупках как у нас, так и у других граждан. Многие, вероятно, помнят панические покупки, охватившие весь мир в начале пандемии Covid-19.
История вопроса
Аналогичная ситуация уже имела место и во время пандемии «испанки» в период с 1918 по 1920 год — тогда наблюдалась массовая закупка хинина и других медикаментов. За год продажи ментоловой мази Vicks VapoRub, которая считалась действенным средством от кашля, увеличились с 900 тысяч до 2,9 миллиона долларов, что принесло производителям значительную прибыль. Подобное же произошло и недавно — производители медицинских масок, строительных респираторов и дезинфицирующих средств для рук получили огромную выгоду.
А вот карибский кризис спровоцировал панические покупок консервов в США — люди делали запасы на случай ядерной войны с СССР. Да что там простые граждане, паническим покупкам подвержены целые страны! Например, нефтяной кризис 1979–1980 годов привел к истерическим закупкам нефти. И лидировала в этом деле прогрессивная Япония. Массовая скупка металлов, золота и нефти произошла на международных рынках после терактов 11 сентября. А опасения по поводу ужесточения при Бараке Обаме законов о контроле оружия привели к тому, что в 2008–2013 годах граждане США бездумно скупали боеприпасы, что вызвало их дефицит. В сентябре 2021 года панические покупки бензина привели к его нехватке по всей Великобритании.
В марте 2022 года, помимо ажиотажа, вызванного ростом цен на сахар, гречку, туалетную бумагу и другие товары первой необходимости, панические покупки охватили россиян из-за резкого скачка курса доллара и перебоев в поставках продукции западных компаний. После того как IKEA объявила о приостановке деятельности в России, перед шведскими магазинами выстраивались огромные очереди, покупатели прорывались через закрытые двери, а некоторые даже вступали в потасовки за игрушки, которые еще вчера никому не были нужны. По всей видимости, чтобы сразу же перепродать их на Аvito по завышенным ценам.
Экономистам хорошо известен не только феномен панических покупок, но и панических продаж. Они в первую очередь затрагивают инвестиционную сферу, вызывая существенное снижение цен. Инвесторы при этом действуют под влиянием эмоций, а не на основе реальной оценки рыночной ситуации. Подобное периодически наблюдается и в секторе недвижимости. Цены на нее сначала демонстрируют рост, однако, если этот тренд не имеет под собой серьезных оснований, их стоимость в определенный момент может резко упасть.
Похожая ситуация произошла в Дубае в 2009 году. Тогда город столкнулся с серьезным финансовым кризисом, спровоцировавшим спекулятивную торговлю недвижимостью. В результате цены на жилье в Дубае снизились на 41 процент в первом квартале 2009 года.
Граждане, без паники!
Именно эта фраза, похоже, вызывает наибольшую тревогу. Особенно среди жителей России. В силу исторических и климатических факторов они привыкли не доверять официальным заявлениям. В свое время правительство принимало строгие меры, чтобы крестьяне из центральных регионов России не уезжали в более плодородные южные земли: урожай, добытый тяжелым трудом (из-за климатических особенностей), отбирали (ведь необходимо было обеспечивать казну и армию?), а крестьян заставляли работать на помещиков (чтобы они не покидали свои места). Именно об этом пишет в своей книге «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» известный советский и российский историк Леонид Милов.
Вероятно, в других государствах также есть основания для недоверия к власти. Об этом ярко свидетельствует масштабное антипрививочное движение, возникшее во время последней пандемии. Однако, если эти же лидеры объявят о срочной необходимости приобретения определенных товаров, люди, скорее всего, поверили бы им.
Перед муниципальными выборами в Венесуэле, прошедшими в ноябре 2013 года, президент Николас Мадуро объявил о передаче военных под контроль магазинов и обратился к населению с требованием опустошить полки. Этой искусственно спровоцированной паники целью было вынудить торговые точки продавать товар по сниженным ценам.
Использование данной стратегии обеспечило победу правящей партии Венесуэлы на выборах, однако повлекло за собой серьезную нехватку товаров, прежде всего бытовой техники, на год вперед, а также последующий экономический спад во многих отраслях. Наша психика устроена таким образом, что мы часто не склонны доверять только позитивной информации, предпочитая верить негативной. Возможно, это связано с тем, что многие люди подсознательно воспринимают своих лидеров как эгоистичных и жестоких. Это также может быть обусловлено историческим опытом».
Стресс и регресс
Все случаи панических покупок объединены приобретением товаров в преддверии ожидаемой катастрофы или кризиса. В культурном обществе такие эпизоды рассматриваются как отражение стадного инстинкта, то есть как прямое проявление нашей природной составляющей. К слову, глубокие психологи утверждают, что она играет значительную роль в нашей психике, а сознание, возвышаемое цивилизацией, представляет собой лишь поверхностный слой над бессознательным.
Определить это наверняка непросто. Тем не менее, психологам давно известно, что сильный стресс заставляет человеческую психику регрессировать, временно возвращая ее как бы на более ранние стадии развития. Это защитный механизм, форма приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.
Сложные эмоции становятся проще, альтруизм трансформируется в эгоизм, а разумность – в иррациональность. В подобных обстоятельствах многие поддаются влиянию стадного инстинкта. Психологи считают его ключевой причиной панических покупок. Стадное чувство не возникло случайно, оно коренится в другом инстинкте — самосохранении. Действительно, находиться в группе безопаснее, чем в одиночку. Кроме того, в толпе снижается личная ответственность за происходящее.
Полагают, что негативный смех передается, но заразен не только он, а и «умный» смех, да и вообще все, что делает большинство людей или, как минимум, значительная их часть. Человек, оказавшийся в возбужденной толпе, способен на поступки, которые он никогда бы не совершил самостоятельно. В том числе, и преступления. Люди, становясь частью толпы, буквально передают друг другу определенное поведение, и этот процесс сложно прервать.
Если вы уверены, что этот феномен вас не затронет, не делайте поспешных заключений: лишь незначительное число людей способны не поддаваться влиянию толпы, находясь в ее составе или под воздействием мнения абсолютного большинства. К таким относятся, как правило, сильные личности, которые нередко становятся лидерами этой самой толпы. Об этом еще «великий и ужасный» Зигмунд Фрейд писал в своей работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». О психологии толпы Naked Science подробно писал здесь.
Самоисполняющееся пророчество
Заметно, что панические закупки способны вызвать настоящий дефицит товаров. Это наглядный пример самоисполняющегося пророчества – предсказания, которое, оказывая косвенное влияние на ситуацию, в конечном итоге подтверждается. Иными словами, изначально неверная оценка обстоятельств подталкивает людей к определенным действиям, которые и приводят к воплощению этого пророчества в действительность. Данный термин был введен американским социологом Робертом К. Мертоном, который заимствовал эту идею из классической социологической теоремы Томаса, утверждающей: «Если человек воспринимает ситуацию как реальную, она становится таковой в силу своих последствий».
Если появились сведения о возможном скором дефиците сахара, необходимо постараться приобрести его в любом случае. И вот, как по заказу, возник дефицит сахара. Во время последней волны панических закупок многие задавались вопросом: зачем пенсионеркам (которые, судя по многочисленным видео в социальных сетях, стали причиной перебоев с поставками сладостей) требуется такое большое количество сахара?
Иррациональные действия, такие как паника и следование за толпой, не основаны на логике: «все бросились, и я бросился». Если вы спросите пожилых людей, зачем им так много сахара и туалетной бумаги, их объяснение, скорее всего, будет сводиться к опасению непредвиденных обстоятельств. Важно отметить, что стадному инстинкту в большей степени подвержены люди с недостаточной критической оценкой, однако нельзя игнорировать и то, что у старшего поколения сохранена память о голодных временах Великой Отечественной войны, которая может подавить способность к критическому мышлению.
Причем здесь страх смерти?
Ученые из Университета Дьюка (США) установили, что критические события могут усилить у пожилых людей опасения по поводу смерти, вероятно, вследствие развития посттравматического стрессового синдрома (ПТСР), который часто встречается у людей, переживших военные действия), опубликовавшие статью о своем исследовании в Journal of Consumer Research в июне 2005 года, увеличивает желание потреблять материальные блага. Возможно, кстати, страх смерти, помимо прочего, подстегивал к паническим покупкам и в начале пандемии Covid-19.
В августе 2021 года коллеги из университетов Зонгулдак Бюлент Эджевит и Мармара (Турция представили работу в журнале Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry, где на примере опыта пандемии показали, что чем менее человек терпим к состоянию неопределенности, тем сложнее ему осознавать отсутствие контроля над будущим и тем выше вероятность импульсивных покупок. Так наш организм реагирует на тревогу. В условиях сильного стресса многие из нас лихорадочно стремятся создать для себя иллюзию контроля над ситуацией, например запасаются товарами первой необходимости. Частично это оправданно, например, скупка тех же масок во время буйства коронавирусной инфекции, а вот приобретение тонн гречки и туалетной бумаги — нет.
После пандемии интерес к изучению панических закупок значительно возрос. Недавно группа британских исследователей из университетов Лондона, Шеффилда, Ливерпуля, Ольстера и ряда других представила новое исследование, посвященное этому феномену. Его результаты были представлены в журнале PLOS One в январе 2021 года. Выборка составила около трех тысяч человек, проживающих в Англии и Ирландии. Выяснилось, что дополнительными факторами, которые толкают людей к паническим покупкам, могут быть: наличие детей, депрессивные симптомы, относительная обеспеченность и риск потери источника дохода.
Панические закупки – это сложное явление, которое связано с психологической реакцией на стресс и продиктовано стадным инстинктом. Кроме того, на него оказывают влияние различные дополнительные факторы, такие как депрессия, недоверие к правительству и посттравматическое стрессовое расстройство.