Психологи опровергли пользу кинокритиков

Американские психологи пришли к выводу, что субъективная оценка киноискусства незначительно связана с социодемографическими параметрами и практически не соответствует мнению профессиональных кинокритиков.

652404a087bc31e780ca6bdb2607dd03

©Wikipedia

За последнее столетие представители киноиндустрии разработали множество техник длительного удержания внимания зрителей. Эффективность таких методов частично подтвердили эксперименты с использованием нейровизуализации: так, при совместном просмотре некоторых фильмов мозговая активность людей, в частности в зрительных центрах, может синхронизироваться. Однако то, как субъективное восприятие к кинокартине связано с различными факторами, изучено недостаточно. Кроме того, неясно, соотносится ли эта оценка с мнением критиков.

 

Чтобы восполнить пробел, сотрудники Ратгерского университета в Ньюарке и Нью-Йоркского университета провели опрос среди 2784 человек со средним возрастом 25 лет. На первом этапе ученые по критериям разнообразия, коммерческого успеха, популярности и рейтинга кинокритиков отобрали 209 англоязычных фильмов, выпущенных с 1984 по 2014 годы. В ходе онлайн-опроса добровольцы должны были оценить каждое произведение по восьмибалльной шкале — с помощью четырех звезд с шагом в полбалла по аналогии с методом критиков.

 

Дополнительно добровольцы указывали свои возраст, пол, а также субъективную значимость мнения кинокритиков. В выборку вошли респонденты, посмотревшие более пяти процентов из предъявленных кинокартин. Полученные данные исследователи сравнили с оценками, которые фильмы получили в 42 источниках. Среди них: девять агрегаторов оценок пользователей (Yahoo Movie, IMDb), четыре агрегатора оценок критиков (Metacritic, Tomatoes) и 29 кинокритиков. Анализ показал, что оценки респондентов незначительно коррелируют друг с другом.

 

Наиболее схожими оценки оказались для фильмов, которые смотрели 100–120 участников, однако к уровню 180 просмотров тенденция вновь ослаблялась. По четырехбалльной шкале разница оценок для отдельной киноленты составила около 1,25 балла, при этом на динамику не влияли социодемографические параметры. Незначительная корреляция также наблюдалась между оценками пользователей и кинокритиков, несмотря на то, что в ряде случаев речь шла о признанных экспертах. В то же время критики при выставлении оценок были более единодушны.

 

Комментируя результаты, авторы при выборе фильма рекомендовали опираться на пользовательские агрегаторы и мнение критиков со схожими вкусами. Стоит отметить, что к недостаткам опроса относятся чрезмерная однородность выборки по географическому положению и неоднородность по числу просмотренных кинокартин. Также работа не учитывает множество иных аспектов и, несмотря на познавательную ценность, может выступать лишь в качестве основы для более детального социологического исследования.

 

Подробности работы представлены в журнале Projections.

 

Ранее ученые показали, что просмотр фильмов, герои которых употребляют алкоголь, может повышать риск алкоголизма среди зрителей.


Источник