Математика может быть травматичным опытом, утверждают исследователи.

Согласно исследованию, проведенному психологами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Алабамы, у студентов колледжа, испытывающих недостаток уверенности в своих математических навыках, наблюдается тенденция к намеренному забыванию информации, полученной в ходе обучения математике.

Мотивированное забывание – это преднамеренное или спонтанное исключение травмирующих событий из личного опыта. Считается, что этот механизм выполняет адаптивную роль, ограждая самооценку от воспоминаний, которые могут поставить под угрозу ее устойчивость, например, связанные со смертью или войной. В то же время в ситуации моральной оценки человек может забывать факты, которые способны нарушить его статус, в корыстных целях (для оправдания аморальных поступков). Таким образом, мотивированное забывание тесно связано с самооценкой. Наиболее примечательным и слабо изученным остается то, как происходит забывание при восприятии сложной информации. В качестве примера нередко приводится математика — ее освоение ассоциируется с низкой успеваемостью и высокой тревожностью учащихся. В частности, «математический страх» особенно выражен у студентов из стран с сильной математической школой — Чехии и Сингапура.

Для проверки гипотезы о связи «математической тревожности» с намеренным забыванием предмета и ее обусловленности высокой самооценкой, американские исследователи провели эксперимент, в котором приняли участие 117 студентов Калифорнийского университета (68 студента прекратили участие до завершения исследования). В рамках подготовки к обучению по научным, техническим, инженерным и математическим (STEM) специальностям, участники проходили углубленный курс многомерного исчисления. На начальном этапе студенты прошли социодемографический опрос и заполнили анкету для оценки математических способностей. В течение 10 недель авторы эксперимента также отправляли добровольцам текстовые сообщения с запросом оценить текущий уровень стресса, связанного с курсом, по четырехбалльной шкале. На 11-й неделе студенты сдавали экзамен.

Взаимосвязь скорости забывания, уровня стресса и самооценки математических способностей (слева) и избегания воспоминаний, стресса и самооценки (справа) / ©Gerardo Ramirez et al., The Journal of Educational Psychology, 2017

Итоговый экзамен включал 35 вопросов, выполненных в различных форматах. Учащимся предстояло выбирать правильные ответы при решении математических задач и определять достоверность утверждений о качестве курса. Через две недели процедура была повторена в дистанционном формате, но на этот раз экзамен состоял из 16 вопросов, которые предполагали только множественный выбор или оценку истинности. Повторная проверка позволила детализировать результаты путем сопоставления с результатами первого экзамена, на котором учащимся оказывалась помощь со стороны преподавателя. Анализ полученных данных выявил, что уровень стресса студентов менялся в зависимости от этапа обучения, достигая пика незадолго до экзаменов. При этом самооценка математических способностей в выборке оказалась выше среднего значения, а производительность снизилась ко второму тесту на 21 процентный пункт.

Замечено, что уровень стресса был положительно связан с оценкой собственных возможностей и ускорял процесс забывания информации. Незначительная связь была обнаружена между скромной самооценкой и уровнем усвоения курса. Студенты с высокой самооценкой и стрессом показали лучшие результаты на первом экзамене, что, по мнению авторов, может быть связано с более выраженной, но кратковременной забывчивостью сразу после занятия. Эти участники исследования также реже вспоминали о курсе в период между экзаменами, хотя такая тенденция не могла объяснить феномен мотивированного забывания. Для улучшения качества освоения материала студентами соавтор работы Херардо Рамирез (Gerardo Ramirez) рекомендовал придерживаться ряда правил, например связывать его с реальными приложениями, воспринимать сложности обучения как вызов и меньше полагаться на смартфоны при запечатлении информации.

Подробности исследования представлены в The Journal of Educational Psychology.