В древнем Большом Зимбабве люди рыли ямы для обеспечения своей жизни.

Один из самых значительных средневековых городских центров Южной Африки располагал сетью из множества крупных резервуаров для водоснабжения. Недавнее исследование демонстрирует, как эта инфраструктура обеспечивала стабильное водоснабжение для населения в условиях сложного климата.

Свое название «Большое Зимбабве» получил комплекс каменных построек, который простирается на 24 гектара и находится в горах на юго-востоке Зимбабве. Это один из немногих средневековых городов, существовавших в Африке к югу от Сахары, и самый крупный из них.

Согласно современным данным, город был основан в IX веке нашей эры. Его создателями и жителями были представители народа шона, относящегося к группе банту. На языке шона слово «зимбабве» переводится как «большой каменный дом», и именно от названия этого древнего города страна получила свое современное наименование. К XI веку он превратился в столицу Королевства Шона, которое также называют Мономотапой, и контролировало территории, соответствующие нынешнему Зимбабве и Мозамбику. Город, насчитывавший от десяти до 18 тысяч жителей, процветал, пока не был покинут в XVII веке по причинам, которые остаются невыясненными.

Как же люди, населявшие это место, удовлетворяли свои нужды? Значительные трудности создавало обеспечение водой: Большой Зимбабве находится в регионе, подверженном частым засухам, поэтому стабильное водоснабжение для столь большого населения и необходимого количества скота представляло собой серьезную задачу. В подобных условиях обычно выживают кочевники, но не городские жители, связанные с постоянным местоположением. К тому же, в религиозных обрядах современных шона почитание водного божества и просьбы о дожде занимают важное место. Но помогали ли их молитвы предкам, жившим в средние века, или же они использовали иные способы?

Авторы предоставили ответ на этот вопрос статьи, опубликованной в журнале Anthropocene. Используя методы дистанционного зондирования и раскопки, исследователи изучили несколько крупных углублений в рельефе, которые местные жители называют «дхака» (dhaka). Ранее эти образования не привлекали внимания ученых, поскольку предполагалось, что они образовались исключительно для добычи глины, применяемой при строительстве в городе.

Согласно последним исследованиям, ямы также применялись для хранения и распределения воды в городе. Замечены очевидные признаки того, что углубления были созданы в местах, где можно было собирать поверхностные воды, при этом в них проникали грунтовые воды. В этих же углублениях вода сохранялась в периоды засухи.

В ходе исследования авторам удалось выявить значительно больше ям «дхака», чем было известно ранее. Эти образования были обнаружены в местах, где после дождей формируются небольшие потоки воды, или там, где на поверхность поднимаются грунтовые воды. Такое расположение и конструкция впадин убедили исследователей в том, что ямы «дхака» представляли собой организованную систему, предназначенную для обеспечения регулярного водоснабжения в периоды засухи. По мнению ученых, объем воды, который могла хранить эта система, составлял около 18 тысяч кубических метров.

В результате жители Большого Зимбабве выработали способы сохранения и распределения водных ресурсов в регионе, где выгодно отличаются друг от друга три климатических периода: очень жаркое и сухое лето, теплое и влажное межсезонье и, наконец, теплая и сухая зима. Обеспечение водой было жизненно важным для формирования городского общества, нуждавшегося в надежном водоснабжении для своих обитателей, скота и нужд сельского хозяйства.

«Хотя имеющиеся экологические и археологические сведения, а также исторические и этнографические данные носят фрагментарный характер, их совокупность позволяет составить новый, весьма правдоподобный образ Большого Зимбабве: это был ландшафт, где человеческое присутствие, земля и водные ресурсы на протяжении длительного периода были неразрывно связаны и в определенной мере остаются таковыми. Городское население, включавшее правящую верхушку, духовных наставников, мастеров и купцов, обеспечивалось водой из родников и дождевой воды. Водохранилища располагались стратегически, чтобы в полной мере удовлетворять потребности в воде», — сообщили авторы исследования.

Ученые полагают, что анализ подобных углублений, расположенных в других областях, позволит понять, какие методы использовали другие средневековые общины в этом регионе для решения проблем, связанных с управлением водными ресурсами.

В предыдущих исследованиях высказывалось мнение, что заброска Большого Зимбабве в XVII веке (и уход крупных городских центров на юге Африки при сохранении народа шона) стала следствием продолжительной засухи в регионе, вызванной глобальным похолоданием, известным как малый ледниковый период. В таком случае, можно сделать вывод, что система водохранилищ была рассчитана на компенсацию последствий одного-двух засушливых периодов, но не смогла адаптироваться к переходу климата в более холодный и засушливый режим.