Высеченные в скалах трехмерные изображения диких животных, которые датировали началом нашей эры, на самом деле, создали почти восемь тысяч лет назад.
Ученым из Института истории человечества имени Макса Планка в Германии и их коллегам из Франции удалось установить возраст серии уникальных скульптур, вырезанных в скалах пустыни на севере Саудовской Аравии и изображающих верблюдов и лошадей в натуральную величину. Оказалось, они гораздо старше, чем предполагали изначально, и вовсе не относятся к римской эпохе. Об этом рассказывается в исследовании, опубликованном сегодня в издании Journal of Archaeological Science Reports.
Два десятка рельефных изображений обнаружили в 2018 году. Тогда археологи не знали, кто создал так называемую Верблюжью стоянку, когда и с какой целью. Хотя наскальное искусство распространено на территории Леванта, в этом регионе до сих пор не находили ничего более впечатляющего. Поначалу исследователи посчитали, что скульптуры появились примерно две тысячи лет назад и связаны с набатеями — полукочевым народом, основавшим в конце II века до нашей эры царство на территории Идумеи и Заиорданья и контролировавшим караванные пути в районах Южного Иордана и Негева. Единственные трехмерные изображения верблюдов, известные до сих пор, находятся в Петре — столице Набатейского царства.
Однако новый анализ рельефов в северо-западной провинции Аль-Джауф показал, что их вырезали еще в период неолита, а точнее — в шестом тысячелетии до нашей эры. Тогда Аравийский полуостров был менее засушлив, чем сегодня, его луга заселяли группы охотников и пастухов, которые и построили загадочные каменные памятники. По мнению авторов исследования, датировка «Верблюжьей стоянки» доказывает, что перед нами — древнейшие из сохранившихся и обнаруженных рельефных изображений животных такого размаха.
«Существует довольно много неолитических изображений животных в натуральную величину, все они детализированные и натуралистичные, но двухмерны. Мы подумали, что «Верблюжья стоянка» — часть этой традиции, но занимает особое место, поскольку это единственное место, где скульптуры так сконцентрированы и где столь высокий рельеф», — рассказала Мария Гуаньен, ведущий автор работы.
На мысль о том, что «Верблюжья стоянка» старше, чем считалось, ученых натолкнули выводы каменотеса. Изучив следы, оставленные на скале древними художниками, специалист заявил, что ни одна из отметок не была нанесена металлическими инструментами. Вероятнее всего, массивные фигуры верблюдов вырезали приспособлениями из кремния — осадочной горной породы, которую нельзя было найти в непосредственной близости от стоянки и пришлось приносить издалека. Предположительно, для создания скульптур потребовалось много усилий: над каждой в течение 10-15 дней должна была трудиться целая группа людей. Поскольку некоторые изображения находятся на высоте двух-трех метров, художники наверняка сооружали леса или использовали веревки.
Кроме того, найденные там же наконечники стрел новокаменного века и радиоуглеродное датирование костей говорят о том, что на «Верблюжьей стоянке» в 5200-5600 годах до нашей эры был населенный пункт. Возможно, скульптуры животных связаны с культом плодородия и ритуалами: некоторые из верблюдов имеют характерные для гона выпуклости и выглядят упитанными.
Изображенные животные, судя по всему, были дикими. Считается, что этих мозоленогих одомашнили как раз в Аравии — но лишь к 1200 году до нашей эры. Через пару столетий домашний верблюд впервые появился на территории современного Израиля. В неолите же скотоводческие группы в Аравии пасли крупный рогатый скот, овец и коз на саванноподобных пастбищах. Дикие верблюды и лошади бродили рядом — на них, вероятно, местные охотились в течение тысячелетий.
Эти доисторические кочевые группы создали по всей северо-западной Аравии мустатилы — каменные здания, напоминающие загоны для крупных животных. Их назначение остается неизвестным, хотя ученые предполагают, что древние постройки служили центрами культа. Быть может, скульптуры верблюдов создали те же люди. «Охотники и пастухи, как правило, рассредоточены и часто передвигаются, для них важно в течение года регулярно встречаться, обмениваться информацией, общаться и так далее. Так что, какими бы символичными ни выглядели скульптуры, стоянка могла быть местом, где собиралась вся группа», — подытожили ученые.