В Шотландии нашли камень, на котором полторы тысячи лет назад неизвестный пиктский резчик изобразил не встречающихся в его краях животных и сделал огамическую надпись.
Римские историки называли шотландских кельтов пиктами или «раскрашенными людьми» из-за их предполагаемой военной раскраски и татуировок («picti» на латыни означает «краска»). Пикты жили на севере и востоке Шотландии в период поздней Античности и раннего Средневековья. И прославились тем, что успешно сопротивлялись римскому завоеванию.
Более того, они сами часто и вполне успешно грабили земли, которые относились к римской провинции Британия. Именно для защиты от их набегов возвели Адрианов вал, а затем и Антонинов. Пока на этих стенах было кому сражаться, пикты были не особо опасны. Но как только легионы ушли из Британии, северные племена стали разорять земли вплоть до Лондиниума.
Римляне — по понятным причинам — изображали пиктов варварами, отсталыми и крайне жестокими. Но археологические находки говорят о том, что в набеги на юг ходила лишь небольшая часть их общества. Остальные жили вполне мирно, в основном за счет натурального хозяйства: выращивали зерно и пасли домашних животных.
На старом кладбище близ деревни Дун в графстве Перт (Центральная Шотландия) археологи и волонтеры нашли расколотую крестообразную плиту, на которой высечены изображения животных и надписи, выполненные с помощью раннесредневекового алфавита. Предварительная датировка — 500-700 годы нашей эры, Темные века Британии.
После ухода Римской империи с Британских островов в V веке нашей эры пиктское общество выросло и образовало постоянную, но нестабильную монархию, стремящуюся защитить свои территориальные границы. Первые миссионеры из Ирландии обратили многих пиктских королей в христианство в середине VI века нашей эры — на век раньше, чем христианство приняли английские короли.
В Битве при Дун Нехтнсмере в 685 году пикты наголову разгромили англов (король Нортумбрии вместе с почти всей своей армией остался на поле боя), вытеснили племена бриттов и англов из Шотландии и создали мини-империю, которая просуществовала примерно до 900 года — то есть до прихода викингов.
Графство Перт, в котором нашли плиту, — своего рода буферная зона между пиктами и сначала римлянами, а затем бриттами. Резные камни из раннесредневековой Шотландии встречаются довольно часто, но они все гораздо проще и по форме, и по тому, что на них высечено: обычно это абстрактные узоры.
Особенность свежей находки в том, что изначально плита имела форму креста (ее нашли в расколотом виде) с округлыми вершинами, на ней вырезаны вполне узнаваемые фигурки животных и надпись, написанная средневековым алфавитом под названием огам. Огам — письменность древних кельтов.
Филологи считают, что он возник как синтез латыни и германского футарка. Некоторые исследователи предполагают, что огам был не просто алфавитом (записью языка), но и самим языком — сакральным, относящимся к обрядовой деятельности. До наших дней сохранилось около 400 памятников с огамическими надписями, в основном в Ирландии. Находка в Дуне — первая такого рода в Шотландии.
Крестообразная плита изначально была неравносторонней — 119 сантиметров в высоту и 82 сантиметра в ширину. Сразу после находки археологи предположили, что перед ними просто надгробный памятник. Но пока у нас еще нет примера надгробного памятника, на котором вырезали бы надпись на огаме.
Поэтому появилась гипотеза, что эта плита — свидетельство смешения свежеприобретенных христианских традиций и древних кельтских обычаев. На камне вырезаны головы пеликанов. А птиц этих христианские западные богословы считали символом Тайной вечери и Евхаристии: существует легенда, согласно которой пеликан выдирает свою плоть, чтобы накормить птенцов.
Впрочем, по поводу вида птиц еще идут споры. Некоторые археологи считают, что это фламинго, и тогда история становится гораздо интереснее: возникает вопрос, где пикты познакомились со столь нетипичной для Шотландии фауной.