В XX веке в умах лучших инженеров США и СССР рождались невероятные по своим масштабам космические проекты. Все они преследовали только одну цель – обогнать своего геополитического оппонента. Лишь небольшая часть этих программ получила право на жизнь, но сегодня мы вспомним именно те, которым так и не суждено было родиться.
Космические истребители
Многие наверняка слышали об авиационно-космической системе «Спираль», но далеко не все знают про аналогичный американский проект X-20. А ведь именно программа X-20 Dyna Soar легла в основу самой концепции боевых космических комплексов. Конечно, проекты по созданию аппаратов такого типа прорабатывались и прежде, но лишь специалисты Boeing вплотную подошли к реализации чего-то подобного.
Заказчиками X-20 выступили Военно-воздушные силы США. Планы у создателей были наполеоновские: многоразовый орбитальный самолет должен был эффективно перехватывать космические аппараты, производить разведку и даже наносить ядерные удары по земле. Забегая вперед, отметим, что этот проект оказался лишь заманчивой утопией: названные задачи лучше решают узкоспециализированные комплексы. Но главной причиной отказа от программы стала ее цена – с 1957 по 1963 годы на нее было потрачено 410 млн долларов. В итоге проект был свернут, а средства были перенаправлены на программу Gemini.
К этому моменту разработчики успели построить несколько макетов X-20, а также провести ряд исследований. Многоразовый аппарат должен был выводиться на орбиту с помощью ракеты-носителя Titan (в зависимости от конкретной задачи предполагалось использовать разные модификации ракеты). Для совершения одного витка дополнительный двигатель не требовался, но при необходимости Х-20 мог усиливаться третьей ступенью Martin Trans-Stage. Она давала X-20 возможность совершить несколько витков вокруг планеты и маневрировать в космосе, проводя операции по сближению с советскими спутниками и их нейтрализации.
Сам корабль был небольшим одноместным орбитальным самолетом. Длина X-20 достигала 10,7 м, размах крыльев – 6,35 м. Он мог вывести на орбиту 450 кг полезных грузов, а приземлялся как обыкновенный самолет, на взлетно-посадочную полосу.
Советское руководство восприняло Dyna Soar как вполне реальную угрозу – и подготовило свой ответ. В 1960-е годы под руководством легендарного конструктора Глеба Лозино-Лозинского разрабатывалась не менее легендарная авиационно-космическая система «Спираль».
От своего заокеанского конкурента «Спираль» отличалась, главным образом, воздушным горизонтальным взлетом. Старт аппарата производился с борта специального гиперзвукового самолета-разгонщика. Отделение должно было происходить на скорости 6 Маха и высоте 30 км, а после отрыва в дело вступал ускоритель, работающий на фтороводородном топливе.
Основным назначением программы было, конечно, военное. Небольшой одноместный орбитальный самолет (длина 8 м, размах крыльев – 7,4) мог использоваться для перехвата вражеских спутников, уничтожения морских целей ракетой класса «воздух-поверхность», а также для ведения разведки. Общий вес боевой нагрузки мог достигать 2000 кг. Для маневрирования на орбите планировалось задействовать жидкостные реактивные двигатели, а посадку производить в самолетном режиме.
Все эти планы остались лишь в мечтах. Итогом большой работы над «Спиралью» стало создание экспериментального (пока дозвукового) самолета МиГ-105.11 – «Лаптя», как прозвали его за вздернутый затупленный нос. В 1976 году он впервые поднялся в воздух, а в 1977-м осуществил в полете успешный отрыв от носителя – бомбардировщика Ту-95. Однако дозвуковой аналог был очень далек от запланированного орбитального комплекса и представлял собой только первый шаг на долгом и сложном пути, путешествие по которому так и не сложилось.
Работы над комплексом были окончательно свернуты в 1979 году, когда полным ходом шли опыты уже над другим перспективным проектом многоразового корабля. Программа «Спираль» обошлась СССР в 75 млн рублей, и высокая стоимость наряду с трудностью реализации и «отсутствием актуальных задач» стала одной из основных причин ее закрытия. Тем более что американцы отказались от своего проекта еще в 1960-е.
Но к концу 1970-х годов в США уже подготовили почву, на которой должны были произрасти новые ростки беспокойства для Страны Советов. С новой «космической угрозой», связанной с программой Space Shuttle СССР оказался втянут еще в одну космическую гонку, итогом которой стало создание комплекса «Буран».
В целом, Dyna Soar и «Спираль» можно считать одними из самых невероятных космических проектов всех времен: ничего подобного не было ни до, ни после. И хотя уже тогда перспективы их реализации были весьма туманны, в наш век концепция переживает неожиданный ренессанс, и в США полным ходом идут разработки новых многоразовых кораблей – таких, как Dream Chaser. По счастью, об их полноценном военном применении речь уже не идет.
Лунная программа СССР
Пока результаты «лунной гонки» оставались неясными, Советский Союз спешил к Луне на всех парах. Для отправки пилотируемой экспедиции требовалась сверхмощная ракета – чем стал разрабатываемый с начала 1960-х комплекс Н-1. Гигантская «царь-ракета» создавалась под руководством Сергея Королева, а когда его не стало, работы продолжил конструктор Василий Мишин.
Ракета состояла из пяти ступеней. Только на первой из них было установлено 30 жидкостных двигателей НК-33, совокупно создававших тягу 5130 т. Всего же Н-1 имел 44 двигателя пяти разных моделей. Сухая масса Н-1 достигала 208 т, а стартовая могла составить 2950 т. Для сравнения, сухая масса ракеты-носителя «Союз-У», с помощью которой выводят на орбиту космические корабли «Прогресс», – всего 24 тонны. Зато на низкую околоземную орбиту Н-1 была способна вывести груз массой до 100 т, а к Луне – доставить полезную нагрузку в 34 тонны.
Для столь тяжелой ракеты и цели были соответствующими. Сначала ее даже планировали использовать для вывода на орбиту модулей межпланетного корабля, который совершит полет к Марсу или Венере. Но в первой половине 1960-х годов эти идеи были заменены на куда более реалистичный полет к естественному спутнику Земли. C 1969 по 1972 годы было произведено четыре испытательных старта Н-1 – ракета была словно проклята: все запуски прошли неудачно. А тем временем американцы высадились на Луне.
Неудачную ракету Н-1 иногда называют главным виновником поражения СССР в лунной гонке, но это справедливо лишь отчасти. Причиной отставания от США стал целый комплекс факторов, среди которых и более низкий технологический уровень производства, и недостаток финансирования (в пересчете на нынешний курс лунная программа обошлась американцам в 135 млрд долларов – впятеро больше затрат СССР), а также отсутствие у руководства страны четкого понимания своих целей.
Но есть еще одна причина, о которой не всегда говорят. Дело в том, что между группами советских разработчиков и ученых зачастую не было должной координации. Вероятно, в поражении сыграло свою роль давнее соперничество между королевским ОКБ-1 и ОКБ-52 академика Челомея. Бесспорно одно: главной причиной прекращения советской лунной программы стала высадка в 1969 году на Луне астронавтов из США. Проект потерял актуальность.
Кстати, в том же ОКБ-1 разрабатывался пилотируемый космический корабль ЛЗ, который должен был стать одним из главных героев отечественной лунной программы. 15-тонный комплекс состоял из лунно-посадочного и лунно-орбитального аппаратов. Планировалось, что когда корабль достигнет лунной орбиты, посадочный и орбитальный модули разделятся. Один космонавт останется на орбите, а другой высадится на поверхность Луны с помощью посадочного модуля. Затем лунно-посадочный модуль поднимет космонавта обратно, состыкуется с орбитальным модулем – и космонавты отправятся домой.
Многие технические решения советские специалисты позаимствовали у США, но проект Н1-Л3 во многом уступал программе Apollo. Так, вместо трех астронавтов (как на американском корабле), на борту Л3 могли находиться только двое. Даже размеры у американского лунного модуля чуть ли не вдвое больше советского. В итоге космический корабль Л3 построен так и не был, а проводимые в рамках программы Н1-Л3 испытания ограничились запусками макетов и прототипов.
Лазерная установка «Скиф»
Работы над «Скифом» были начаты в конце 1970-х годов в НПО «Энергия» (уже знакомом нам ОКБ-1), а в 1981 году их подхватили в КБ «Салют». Орбитальная платформа предназначалась для поражения лазером космических объектов, в том числе – американских кораблей и спутников.
Сложная и дорогостоящая программа часто подвергалась нападкам, а в 1983 году и вовсе была свернута. Однако вскоре она возродилась по вине самих американцев, объявивших о начале проекта «Стратегическая оборонная инициатива». СССР не мог пустить все на самотек, и работы по «Скифу» было решено возобновить.
Экспериментальный образец комплекса, названный «Полюс» («Скиф-ДМ»), весил 77 т при длине 34 м. Станция состояла из служебного и целевого блоков. В двигательном отсеке находились четыре маршевых двигателя, двигатели ориентации и стабилизации, топливные баки и другая аппаратура. Комплекс планировалось вооружить газодинамическим лазером в 100 КВт, который к моменту запуска уже прошел долгий путь испытаний.
15 мая 1987 года установка была отправлена в космос с помощью сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Однако после ее отделения случился сбой, и комплекс «Скиф-ДМ» упал в Тихий океан, так и не достигнув орбиты. Это был финал, и финал трагический.
Стоимость программы «Скиф» доподлинно неизвестна, но она часто фигурирует в числе самых дорогих космических проектов СССР. Проблемы в экономике страны в сумме с техническими просчетами привели к завершению исследований.
Стратегическая оборонная инициатива (СОИ)
Начало этой программы было положено в 1983 году, когда Рейган пообещал создать фантастический «зонтик» для защиты США и их союзников от советских ракет. Впрочем, оборонный характер СОИ многие специалисты ставят под вопрос, поскольку эта программа могла быть использована и в наступательных целях.
Чтобы детально разобрать СОИ, понадобится целый многотомный труд, поэтому отметим лишь основные моменты. Понять масштабы проекта можно по одной цифре: 21 млрд долларов – именно столько было затрачено только на базовые исследования в рамках СОИ. Во сколько бы обошлась программа в случае реализации, остается только гадать.
Самым «простым» элементом СОИ были противоракеты. Специально для СОИ Lockheed Martin презентовала проект HOE (Homing Overlay Experiment): противоракета действовала за счет кинетического перехвата цели – цель поражалась не взрывной волной, а ударными элементами, раскрывавшимися на манер винта. Но и этим инновационные идеи кинетического перехвата не ограничились.
Специалисты выдвинули идею Briliant Pebbles – компактных спутников, которые вращались бы на орбите, и в час X оказались бы уже наведены на советские баллистические ракеты, и могли бы усыпать их тяжелыми вольфрамовыми ударными блоками размерами с арбуз. Планировалось, что в космосе будет действовать флотилия из почти 4 тыс. таких мини-спутников, моментально готовых к действию.
Помимо этого, американцы хотели иметь на орбите и станции с лазерными установками для перехвата. Для доставки орбитальных лазеров NASA собиралось использовать знаменитые корабли Space Shuttle. Планировалось, что мощность космического химического лазера достигнет 20 МВт, что достаточно для нейтрализации баллистических целей.
В числе невероятных разработок программы СОИ – проекты Prometheus и CHECMATE. Первый из них предусматривал уничтожение ракет чем-то наподобие картечи, образованной в результате ядерного подрыва огромной «космической плиты». А CHECMATE подразумевал размещение на орбитальных станциях электромагнитного оружия…
Даже сейчас не утихают споры о том, была ли программа СОИ попыткой защититься от советских ракет, или же преследовала совсем иные цели – например, втянуть СССР в еще одну бессмысленную и сверхдорогую космическую гонку, нанеся жестокий удар по советской экономике. Если рассматривать программу с этой стороны, то свою задачу она, безусловно, выполнила.
Программу СОИ закрыли в начале 1990-х, когда стало окончательно ясно, что весь спектр задач противоракетной обороны она решить не сможет. Естественно, свою роль сыграла и «космическая» цена проекта, и крах СССР. Но если почти все советские разработки конца 1980-х годов канули в небытие, то многие наработки по СОИ воплотились в других оборонных проектах.