Крушение самолета Star Dust не является самой масштабной авиакатастрофой, когда-либо произошедшей. Тайна, которая долгое время занимала мысли самых известных конспирологов мира, теперь разрешена. Осталось выяснить значение одного слова – загадочного STENDEC.
Если бы эту историю создала сама Агата Кристи, она вряд ли смогла бы подобрать более подходящую группу персонажей для загадочного сюжета об убийстве. Пассажиры рейса CS-59 Южно-Американских Авиалиний были подобраны с исключительной тщательностью. Двое друзей-бизнесменов, находившихся в деловой поездке в поисках потенциальных заказчиков. Сдержанный англичанин, выполнявший роль доверенного курьера британского посольства, вероятно, имевший отношение к конфиденциальным документам. Женщина из Германии, эмигрировавшая в Чили во время Второй мировой войны и теперь возвращавшаяся на родину после смерти мужа. Палестинец, которого некоторые считали перевозящим в рукаве бриллиант, и торговый представитель компании Dunlop, специализирующейся на производстве шин, который в прошлом был наставником румынского короля Михая I.
В дополнение к шести пассажирам, находившимся на борту самолета Star Dust 2 августа 1947 года во время перелета из Буэнос-Айреса в Сантьяго, было всего четыре члена экипажа под руководством капитана Реджинальда Кука, известного своей надежностью. Этот британец был опытным военным летчиком-бомбардировщиком, принимавшим участие в боевых действиях во время Второй мировой войны, как и двое его помощников, и награжденным крестом «За выдающиеся летные заслуги». Для команды, имевшей большой опыт, задача казалась вполне обычной: взлететь с одного берега континента, который на этой широте не отличается большой шириной, пересечь Анды и приземлиться в чилийской столице. Однако наступило зимнее время года, и горы могли потребовать всего опыта и всех навыков Кука и его команды. Но каких-либо особых сложностей не предвиделось.
Авиалайнер Star Dust представлял собой модифицированный военный транспортный самолет Avro Lancastrian, эта машина, в свою очередь, являлась одноименным бомбардировщиком, лишенным вооружения. Она способна была достигать высоты свыше 6 километров и развивать скорость до 500 километров в час. По тем временам, это было превосходным показателем. Безусловно, самолет с легкостью преодолел бы самые высокие горные вершины, расположенные в этом районе.
Avro Lancastrian авиакомпании BOAC
©BOAC 1945
Во время всего полета радист поддерживал постоянную связь с землей, и незадолго до запланированного времени прибытия в столицу Чили подтвердил, что все идет по графику: «ETA SANTIAGO 17.45 HRS». «Ожидаемое время прибытия в Сантьяго 17:45». Однако вскоре после этого с самолета пришло необычное сообщение – всего одно слово, набранное азбукой Морзе: «STENDEC». По словам диспетчера аэропорта Сантьяго, оно было передано совершенно ясно и четко, хотя и подозрительно быстро. А главное, он не узнал такую странную аббревиатуру или код. Он запросил повтор передачи, и «STENDEC» было повторено еще дважды. Больше Star Dust никто не видел и не слышал. В пункт назначения он не прибыл.
Вскоре начались поиски обломков самолета с воздуха. Чилийские и аргентинские военные, действуя вдоль своих границ, прочесывали местность на земле. Никаких зацепок найдено не было, и исчезновение Star Dust на почти полвека осталось одной из самых неразгаданных авиационных трагедий.
Исчезновение Star Dust стало непростым вызовом для взаимоотношений между Великобританией и Аргентиной. Прежде всего, на борту воздушного судна находилась гражданка Германии, а в тот период Великобритания оказывала давление на латиноамериканские государства, принимавшие бывших нацистских преступников. Кроме того, посольский курьер перевозил на Star Dust конфиденциальные документы. И, наконец, этот таинственный палестинец, да еще и личность, связанная с одним из европейских королевских домов… Для дипломатов (и для сторонников теорий заговора) ситуация оказалась крайне запутанной.
Самолет, казалось, исчез полностью и бесследно. Его внезапное исчезновение заставило многих даже винить инопланетян. Для уфологов это событие стало настолько важным, что в 1970-х в Испании даже издавался журнал Stendek, посвященный контактам с внеземным разумом (хотя и с несколько ошибочным названием). Ну а среди жителей горных районов Аргентины эта история превратилась в одну из местных легенд, и многие верят, что где-то в андских ледниках настоящий герой сумеет найти обломки Star Dust и, конечно, бриллиант! Впрочем, более приверженные скептицизму люди предлагали свою интерпретацию: самолет мог просто отклониться от маршрута и, пролетев мимо Сантьяго, разбиться и затонуть в Тихом океане.
Star Dust
©Aeroplane Monthly
В 1998 году произошел значительный поворотный момент: альпинисты, осуществлявшие переход по леднику на высоте 4,5 км недалеко от вершины вулкана Тупунгато, расположенного примерно в 80 км от Сантьяго, обнаружили на его поверхности фрагмент кожуха двигателя с надписью «OLLS-ROYCE». В непосредственной близости от находки были найдены разбросанные металлические обломки и фрагменты одежды.
После возвращения в населённые пункты путешественники поделились информацией об обнаруженном артефакте, и его важность была оперативно признана. Фрагмент кожуха двигателя, на котором нанесена надпись «Rolls-Royce» , является ли этот объект, несомненно, отделившимся от самолетного двигателя? Вдохновленные возможностью раскрыть тайну Star Dust, на следующий год к месту возможной катастрофы была направлена обширная экспедиция, состоящая из военных и гражданских экспертов. Из-за неблагоприятных погодных условий им не удалось достичь цели, и поисковая группа появилась на месте только спустя год, в январе 2000 года.
«OLLS-ROYCE»
©pbs.org
Все трудности оказались оправданными, ведь экспедицию ждала заслуженная награда. Вскоре после прибытия они обнаружили и обломки самолета, и фрагменты тел, которые сохранили свои очертания на льду спустя десятилетия. Найденные детали позволили установить личность воздушного судна: двигатель Rolls-Royce и пропеллер Avro. Это был Star Dust, и это стало его конечной точкой.
В 2000 году на канале BBC был показан документальный фильм о крушении Star Dust, после чего последовала волна писем, пытавшихся объяснить значение загадочного слова STENDEC. Предлагались различные толкования. Среди них было предположение, что радист, испытывая недостаток кислорода, мог ошибочно ввести слово DESCENT – «снижение». Однако, как он мог трижды допустить одну и ту же ошибку? Что это могло быть – аббревиатура какого-то местного выражения? Но какое именно? Ни одно из предложенных объяснений не убедило даже создателей фильма. Тайна STENDEC по-прежнему не раскрыта.
Через некоторое время на ледник прибыла более крупная экспедиция, организованная аргентинской армией, чтобы собрать дополнительные доказательства, необходимые для выяснения причин катастрофы самолета. Журналисты, некоторые из которых действовали самостоятельно, а другие в составе группы, посетили место крушения на земле и на вертолете. История последнего полета Star Dust начала обретать ясность. Сейчас она выглядит следующим образом.
2 августа 1947 года, когда Реджинальд Кук направлял свой самолет к Андам, неблагоприятные погодные условия сделали его задача непростой. Для преодоления зоны облаков и горных вершин ему потребовалось набрать высоту, близкую к максимальной, доступной для Star Dust. Самолет не был оборудован герметичной кабиной, необходимой для длительных полетов на такой высоте, однако серьезной угрозы пока не возникало: один из членов экипажа вышел к пассажирам и объяснил, как использовать кислородные маски. А Реджинальд Кук, в те годы не существовало, разумеется, спутниковой навигации, ориентировался вручную. Для определения текущего местоположения Star Dust использовались компас и секундомер, с постоянным учетом скорости ветра. Впрочем, в те времена это не казалось чем-то необычным, и Кук отлично владел этими простыми инструментами.
Казалось, капитан на этот раз допустил ошибку в расчетах. Все указывало на то, что самолет успешно преодолел горную цепь и вот-вот достигнет Сантьяго. Кук начал плавное снижение, и по его указанию радист передал на аэродром сообщение о подлете через четыре минуты. Оценка оказалась неточной, и во время снижения Star Dust столкнулся с вершиной Тупунгато, что привело к мгновенной гибели экипажа и пассажиров. Удар вызвал сильную тряску склона, и сошедшая лавина засыпала место крушения. Разбросанные обломки покрыли снег, и Star Dust надолго стал частью древнего ледника. Вместе с льдом, постепенно подтаивающим снизу, фрагменты самолета медленно сползали вниз по склону, пока не появились вновь на поверхности, где и были обнаружены спустя 51 год.
Star Dust
©pbs.org
Примерно через четверть века произошла подобная трагедия: самолет FH-227, перевозивший уругвайскую команду по регби, потерпел крушение в Андах, не достигнув Сантьяго. К счастью, удар был не столь сильным, и из 45 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа погибло всего 12 человек. Выжившие были вынуждены бороться за жизнь в непростых условиях на протяжении почти двух месяцев, пережив сходы лавин и прибегнув к каннибализму – употреблению в пищу тел погибших товарищей. Тем не менее, 16 человек смогли выжить. Этот случай, вошедший в историю как «Чудо в Андах», послужил основой для ряда книг и художественных фильмов.
Чтобы понять, какие именно условия сложились для капитана Кука в Андах, ученые обратились к архивным метеорологическим данным. Анализ показал, что в этом регионе существовали погодные факторы, провоцирующие формирование сильных ветров высотного характера, которые в настоящее время метеорологи классифицируют как высотными струйными течениями (ВСТ). Исключительно слабые потоки воздуха вызывают значительную турбулентность и по-прежнему представляют опасность для авиаперевозок. Что уж говорить о согласно оценкам специалистов, в августе 1947 года скорость ВСТ могла достигать 300 км/ч. Капитан Кук, столкнувшись с одним из таких явлений «лоб в лоб» и увидев лишь облака внизу, мог зафиксировать лишь стремительный полет своего самолета, в то время как фактическая скорость относительно земной поверхности оказалась значительно меньше. Таким образом, он завысил пройденное расстояние, и пока Кук полагал, что Star Dust уже преодолел горы, на деле до них оставался еще значительный путь.
В высотных струйных течениях наблюдается значительная разница в скорости ветра на различных участках. Эта особенность обуславливает образование в них сильных турбулентных потоков.
Что касается необычных людей, оказавшихся на борту самолета, то они скорее демонстрируют разнообразие эксцентричных личностей, с которыми можно было столкнуться в Южной Америке в те годы, чем детективную интригу сюжета. У Star Dust осталась одна тайна – странное слово STENDEC.