В рамках международного сотрудничества психологи МГУ осуществили крупное кросс-культурное исследование, направленное на изучение родительских установок и их воздействия на речевое развитие детей. В исследовании приняли участие 3333 родителя из России, Великобритании и Норвегии, при этом 1617 родителей были из России. Каждый участник заполнил опросник, предназначенный для оценки интуитивных теорий воспитания, и предоставил подробную информацию о речевом развитии своего ребёнка в возрасте от 1 до 3 лет. Данные инструменты позволили получить сведения о словарном запасе детей и ценностях, которыми руководствуются родители. Результаты работы опубликованы в издании Collabra: Psychology.
Российские родители имеют свои особенности в подходах к воспитанию, которые выделяют их на фоне родителей из других стран. Например, многие в России считают, что излишняя эмоциональная открытость и доступность взрослых могут негативно повлиять на развитие ребенка. Это проявляется в том, что родители часто воздерживаются от похвалы, опасаясь, что это может сделать ребенка слабым и избаловать его вниманием. При этом такая эмоциональная сдержанность не способствует развитию речи.
Исследования демонстрируют, что расширение словарного запаса ребёнка напрямую связано с тем, насколько часто родители выражают ему похвалу, оказывают поддержку и утешение.
«Для успешного начала и формирования речи у малышей в раннем возрасте важно поощрение и реакция на любые, даже небольшие успехи, например, на точную имитацию звуков или первое произнесённое слоговое сочетание », — отмечает Маргарита Гаврилова, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета.
Данное исследование вновь демонстрирует значимость эмоциональной связи и доступности родителей для полноценного развития ребёнка.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ