Итальянский журналист и научный общественный деятель Паоло Аттивиссимо в своем блоге сообщил о сенсационном открытии: ему удалось связаться с человеком, у которого находятся уникальные магнитные ленты. На этих лентах – записи данных, передаваемых аппаратом «Луноход-1» на Землю. Сейчас Паоло Аттивиссимо ищет экспертов и энтузиастов, готовых помочь в установлении происхождения этих ценных артефактов и расшифровке информации, содержащейся на них.
Минувшая суббота ознаменовалась почти незамеченной сенсацией в сфере космонавтики: в блоге Паоло Аттивиссимо ( Paolo Attivissimo) пополнился потрясающей новостью. Увлеченный автор, разоблачатель конспирологических теорий и журналист, пишущий на научно-популярные темы, заявил о получении магнитной ленты «Свема Тип-6», содержащей данные, поступавшие с аппарата «Луноход-1». По словам источника, передавшего катушку, это лишь часть имеющейся у него информации, так как он располагает большим количеством подобных записей (общий объем не указан).
Паоло требуется помощь в оцифровке данных, содержащихся на этих носителях, переводе с русского языка аннотаций и записанных аудиосообщений, а также в восстановлении информации, хранящейся на магнитных лентах. Личность владельца артефактов, связанных с советской лунной программой, не разглашается. Известно только, что записи были извлечены из Пулковской обсерватории.
Паоло продемонстрировал образцы магнитных лент и сопутствующие документы нескольким историкам космонавтики, которые пожелали сохранить анонимность, и они подтвердили их подлинность. Помимо этого, Аттивиссимо лично ознакомился с одной катушкой в коробке и несколькими рукописными записями, которые находились вместе с ней.
Иногда имена владельцев объектов культурного наследия и квалифицированные эксперты, оценивающие такие артефакты, не разглашаются. Это связано с рядом факторов, среди которых наиболее заметна неоднозначность юридических аспектов приобретения уникальных предметов.
Вероятно, владелец этих пленок взял ящик с записями, которые остались невостребованными после распада Советского Союза. Возможно, он и поступил с этим не совсем честно. Однако, вне зависимости от того, как были получены эти записи, очевидно, что аноним намерен сделать их доступными для всего мира. И независимо от правовой стороны вопроса, этот поступок, безусловно, заслуживает одобрения.
План Паоло сочетает в себе простоту и огромную сложность. На данный момент итальянский популяризатор науки обращается ко всем заинтересованным любителям космонавтики и истории с просьбой попытаться обнаружить следы пленок в различных, как открытых, так и не очень доступных источниках. Речь идет о том, чтобы всеми возможными способами установить их происхождение, назначение и всю историю существования. Пока не установлено, являются ли они оригинальными пленками или первыми копиями, снятыми с них. По качеству сигнала можно предположить, что циклов копирования либо не было, либо их количество незначительно.
В качестве демонстрационного материала всей коллекции Аттивиссимо предоставили запись одного из сеансов связи с «Луноходом-1». Этот сеанс произошел в марте 1971 года, в пятый лунный день эксплуатации советского ровера на поверхности Луны. На магнитной ленте содержится поток данных (вероятно, панорамное изображение, полученное с камер), сопровождаемый мужским голосом, осуществляющим комментарии к записи. При воспроизведении пленки речь идет в обратном порядке, поэтому для нормального восприятия при оцифровке фрагмента ее «развернули».
Хотя миссии «Луноходов» широко освещались в прессе и научно-популярных изданиях, в открытых источниках осталось относительно немного оригинальных снимков, полученных с этих аппаратов. Это во многом связано с техническими ограничениями: роверы не имели возможности передавать на Землю кассеты с отснятой пленкой, поэтому изображение кодировалось видиконами, которые передавали аналоговый сигнал непосредственно в Центр управления полетами. В результате получались фотографии невысокого качества и отсутствовали какие-либо «оригиналы». А панорамы и снимки, представленные в музейных экспозициях и на страницах книг, – это либо наиболее известные, либо наилучшие из доступных. Оставшиеся тысячи изображений хранятся в архивах.
Архивные снимки, по сути, являются копиями копий. Нахождение таких носителей информации, близких к первоисточнику, может существенно обогатить культурное наследие советской космонавтики. Это будет особенно ценно, если анонимная коллекция не ограничивается несколькими магнитными лентами, а состоит из целого набора катушек.