Автомобили марки Tesla снова попали в фокус внимания американских регуляторов, отвечающих за дорожную безопасность. На минувшей неделе они стали виновниками сразу двух аварий в штате Мичиган, причем как минимум в одном случае электромобиль двигался на автопилоте.
Национальное управление по безопасности движения на трассах (NHTSA) отправило своих специалистов для расследования двух ДТП в Мичигане. Первая авария произошла ночью 11 марта: Tesla Model Y на большой скорости влетела под полуприцеп в Детройте. Два человека, находившиеся в машине, попали в больницу с тяжелыми травмами; никто не погиб. Полиция считает виновным водителя: ему предъявили два обвинения — вождение с правами, действие которых приостановлено, и опасное поведение на дороге.
Первые результаты расследования показывают, что электромобиль находился под управлением человека. Но уверенности, что в инциденте не замешаны интеллектуальные помощники водителя, нет. Как минимум функция экстренного торможения по какой-то причине не сработала. Поэтому представители NHTSA изъяли черный ящик и карту памяти SD, на которых записаны параметры систем автомобиля и данные о его движении в последние минуты перед аварией.
Расследование регулятора должно определить, есть ли между этим происшествием и более ранними похожими столкновениями связь. Напомним, в 2016 и 2019 годах машины Tesla уже попадали в катастрофичные ДТП, врезавшись в грузовик с высоким бортом. Машинное зрение электромобиля не видело высокорасположенный кузов и неправильно рассчитывало расстояние до находящегося спереди транспортного средства.
Второе ДТП случилось 16-го числа в округе Итон близ столицы штата, города Лансинг, тоже ночью. В этом случае водитель утверждает, что машиной точно управляла функция Autopilot. Tesla врезалась в автомобиль дорожной полиции, стоявший у края дороги. Офицер занимался оформлением другой аварии — местный житель сбил оленя. К счастью, никто не пострадал, и, предварительно, водителю Tesla предъявили два обвинения — игнорирование необходимости освободить полосу для машины спецслужб и вождение с правами, действие которых приостановлено.
По этому инциденту NHTSA также собирает всю доступную информацию и проверяет, как на исход аварии повлияли интеллектуальные системы электромобиля. Представители Tesla не дают никаких комментариев прессе. Ранее компания не раз отмечала, что функция Autopilot выступает лишь вспомогательной, а полный контроль за ситуацией на дороге и ответственность за поведение автомобиля несет водитель. Вне зависимости от того, как клиент понимает назначение этого интеллектуального помощника, по условиям эксплуатации и правилам дорожного движения он должен непрерывно контролировать машину.
Как пишет издание Abc News, сразу два заметных расследования NHTSA в отношении машин Tesla могут быть «первой ласточкой» в изменении политики ведомства. Команда нового президента США Джо Байдена может существенно пересмотреть существующую регуляторную практику, касающуюся интеллектуальных помощников водителя в автомобилях. Чем это обернется, пока сказать трудно.
Однако с юридической точки зрения американскому Управлению по безопасности на дорогах придраться к компании Илона Маска будет трудно. Единственное, в чем можно серьезно упрекнуть Tesla, так это в недостатке контроля за тем, насколько внимательно водитель следит за дорогой.