Безопасность полетов — это обширное понятие, которое включает в себя очень многое: от проверки воздушного судна перед вылетом до ответственности пилотов за их работу, от инструкций, которые бортпроводники дают пассажирам перед взлетом, до сложных работ авиатехников в ангаре. Что изучают пилоты в летном училище, как часто нужно подтверждать свои летные навыки, как готовят бортпроводников и сколько нужно отдыхать экипажу самолета — в этих и других вопросах безопасности решил разобраться Naked Science вместе с S7 Airlines.
Чему учатся пилоты в летных училищах
Безопасность полетов невозможно обеспечить без высококвалифицированного летного состава. Для пилотов профессиональная подготовка начинается в авиационном вузе или училище. Начинают с теоретических основ — аэродинамики, динамики полета, навигации и метеорологии. Далее разбирают конструкцию самолетов, двигателей и всех систем, организацию совместной работы экипажа, авиационную медицину.
Будущие пилоты изучают руководства по летной эксплуатации и конструкцию учебного самолета, на котором начинают летать. Учебно-тренировочные полеты идут от простого к сложному — сначала взлет, посадка и простой пилотаж днем, затем полеты по заданному маршруту, в том числе ночью. На тренировках учатся распределять внимание, работать с оборудованием, вести радиообмен и грамотно взаимодействовать друг с другом.
В завершении обучения сдается экзамен в Росавиации. Чтобы убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний, все летчики перед получением свидетельства пилота (и потом регулярно) проходят ВЛЭК — врачебно-летную экспертную комиссию, которая оценивает физическое и ментальное здоровье.
Подготовка пилотов в авиакомпании
С получением свидетельства пилота обучение не заканчивается. Уже в авиакомпании каждому летчику необходимо освоить конкретный тип самолета, которым он будет управлять. Все пилоты S7 Airlines обучаются в авиационном учебном центре S7 Training — одном из крупнейших в России и Восточной Европе.
Пилот изучает руководство по летной эксплуатации самолета (FCOM – Flight Crew Operating Manual) и стандартные операционные процедуры (SOP – Standard Operating Procedures) — в этих многостраничных документах пошагово расписаны все процедуры управления самолетом и порядок действий при отказах и в любых особых случаях, возникающих в полете.
Важная дисциплина — управление ресурсами экипажа или CRM (Crew Resource Management). Это основы, принципы и правила взаимодействия членов экипажа в кабине. Владение СRM особенно важно на ключевых этапах полета (взлет, посадка) и в случае нештатных ситуаций.
Максим Татаров, ведущий пилот-инструктор S7 Airlines, инструктор CRM: «CRM фокусируется на компетенциях, которые напрямую не касаются управления самолетом, но позволяют пилоту сохранять спокойствие, быстро оценивать обстановку и принимать решение даже в ситуациях, которые он не мог предвидеть. Например, в рамках этой дисциплины изучаются типы поведения, управление стрессом, возможности и ограничения человека. Компетенции, которыми должен обладать каждый пилот, зафиксированы на международном уровне, и более половины из них как раз касаются CRM».
От теории переходят к практике. Сначала полеты отрабатываются на авиационных тренажерах – full flight simulator (FFS). Снаружи — это капсула на подвижных платформах, благодаря которым можно воссоздать поведение самолета и работу всех его систем на земле и в воздухе, изнутри — точная копия кабины.
Благодаря специальной математической модели такие тренажеры обладают высоким уровнем имитации полета с реалистичной визуализацией видов из кабины. Инструктор может задать любые условия полета — от аэропорта, времени суток, погоды до имитации отказа приборов и систем. На тренировках отрабатываются в том числе и те ситуации, которые крайне маловероятны в реальной жизни. Сценарий всегда можно поставить на паузу и обсудить важные моменты или повторить упражнение.
Каждый FFS-тренажер имитирует определенный тип воздушного судна. В S7 Training есть тренажеры всех типов самолетов из парка авиакомпании: Airbus A320, Boeing B737, Embraer 170. Задача пилотов на тренажерной сессии — научиться распознавать любые нештатные ситуации, управлять ими и грамотно организовывать работу экипажа. И, конечно, отработать до автоматизма действия при любых обстоятельствах — будь то посадка при сильном боковом ветре или срабатывание сигнализации об отказе одной из систем. За свою летную карьеру пилот может никогда не столкнуться с отказами, которые регулярно отрабатывает на тренажере, но всегда должен быть готов с ними справиться. После тренажерной подготовки выполняются полеты в качестве стажера и только после сдачи экзаменов начинаются рейсы в роли второго пилота.
Уже действующие летчики проходят тренажерные сессии каждые полгода, а проверочные полеты с инструктором — раз в год. Также в любой момент пилот вправе попросить (либо ему могут назначить) дополнительный методический полет с инструктором или подготовку по теории.
Как проходит обучение бортпроводников
Забота о безопасности и комфорте пассажиров в салоне лежит на бортпроводниках. Чтобы летать в кабинном экипаже не требуется специальное образование — авиакомпании самостоятельно проводят обучение, которое занимает около полугода. Как и у летчиков, программа отличается в зависимости от типа самолета, а сам курс состоит из двух направлений: аварийно-спасательная подготовка и клиентский сервис.
В S7 Training есть специальные салонные тренажеры, на которых бортпроводники отрабатывают использование аварийно-спасательного оборудования и действия в любых нештатных ситуациях. Эвакуация пассажиров на земле и воде, пожар на борту, разгерметизация — все это вряд ли произойдет в жизни, но экипаж оттачивает алгоритм действий до автоматизма. Бортпроводники учатся оказывать первую помощь и даже принимать роды. После успешной сдачи экзаменов ждет стажировка, а потом — первые самостоятельные рейсы.
Блок клиентского сервиса посвящен обслуживанию на борту и принципам общения с пассажирами в разных ситуациях. Ксения Ларионова, старший бортпроводник-инструктор: «Грамотная речь, безупречный внешний вид, внутренняя культура — всё это часть работы бортпроводника. На занятиях мы отрабатываем самые разные ситуации: как сохранять спокойствие и уверенность, сгладить возможный конфликт, какую мимику и жесты допустимо использовать, чтобы полет для пассажиров был комфортным, а сервисное обслуживание осуществлялось на высоком уровне».
Бортпроводники регулярно обследуются у врачей и ежегодно проходят курсы повышения квалификации. В процессе работы в авиакомпании они могут пройти дополнительное обучение и получить допуск к выполнению рейсов на других типах воздушных судов.
Умное планирование рабочих смен
Работа в небе, очевидно, связана с частой сменой часовых поясов, климата и увеличенными физическими нагрузками. Для людей, занятых в авиационных профессиях, особенно важен качественный и полноценный отдых, чтобы успеть восстановиться до следующего полета.
Режим рабочего времени и отдыха пилотов и бортпроводников закреплен на государственном уровне. Максимально допустимая продолжительность работы не может превышать 12 часов. На фактическую длительность смены влияют разные факторы. Например: время суток и число запланированных посадок.
Для планирования работы и отдыха экипажей S7 Airlines уже более десяти лет использует мастер-систему, в которой ведется учет самолетов и членов экипажей с их расписанием работы. Помимо минимальных требований по закону, в ней настроены дополнительные параметры (в частности, более продолжительный отдых), которые позволяют избежать накопленной усталости у пилотов и бортпроводников.
Подводя итоги
Обучение, как и работа пилотов и бортпроводников, складывается из продуманных до мелочей процессов. На земле и в небе все построено на четких алгоритмах действий. Неукоснительно следуя им, профессионалы авиаотрасли обеспечивают высокий уровень безопасности полетов.