Используя режим «полного автономного вождения», встроенный в автомобили Tesla, один из водителей посреди ночи совершил жесткое столкновение с оленем на дороге, при этом автомобиль не сбавил скорость и не остановился после столкновения. Хотя водитель не уточнил, какой именно моделью он управлял, этот инцидент указывает на серьезную неисправность в системе автономного вождения марки, которая может поставить под угрозу жизни автомобилистов.
В понедельник вечером водитель Tesla Пол С опубликовал снимки и видео своего автомобиля после жесткого столкновения с оленем на платформе X (бывший Twitter, заблокирован в РФ). Хотя он утверждает, что в момент аварии использовал программное обеспечение «полного автономного вождения» (FSD), встроенное в его автомобиль, машина не сбавила скорость, даже когда обнаружила животное. Фотографии передней части автомобиля показывают треснувший бампер и капот, который имеет вмятины и наклонен примерно на 1 см в сторону лобового стекла.
Лобовое стекло также треснуло от удара животного. «Это бедное создание могло легко пройти через лобовое стекло, отправив меня к предкам. Но оно выдержало. Потрескалось, поцарапалось, но выдержало!» — написал водитель в своем посте. Что еще более удивительно, так это то, что автомобиль не остановился, несмотря на силу удара, и поехал дальше как ни в чем не бывало. «Какой сюрприз после дюжины ложных остановок каждый день», — сказал владелец.
Неисправная система автономного вождения
Программное обеспечение FSD компании Tesla полагается исключительно на камеры, расположенные спереди, сзади, слева и справа от автомобиля, чтобы обнаружить препятствия. В отличие от конкурентов Tesla, в дополнение к камерам используются радарные системы, такие как Лидар, которые используют лазерные импульсы для создания трехмерных карт окружающей среды автомобиля.
Говорят, что Маск (генеральный директор Tesla) сознательно решил не интегрировать эти радары, главным образом для того, чтобы снизить стоимость и уменьшить количество деталей, необходимых для автомобилей. В результате, по мнению наблюдателей, программное обеспечение FSD Tesla находится на более низком уровне автономности, чем у Waymo, дочерней компании Alphabet по производству автономных автомобилей. Тем не менее, Маск неоднократно заявлял, что функции FSD обеспечивают более безопасное вождение, чем вождение человека.
Видео (показывающие приближение к оленю на постоянной скорости, до аварии):
В обычных условиях камеры должны были обнаружить угрозу, предупредить водителя о неминуемом столкновении и восстановить контроль над автомобилем или автоматически выполнить маневр, чтобы избежать аварии. Однако в случае с Полом С. этого явно не произошло, поскольку, судя по всему, система не смогла заметить оленя, возможно, из-за плохой видимости или трудностей с различением его цвета в ночное время (чего, вероятно, не произошло бы при использовании радарной системы). С другой стороны, сила столкновения с оленем должна была быть достаточной, чтобы автомобиль остановился.
Владелец также говорит, что получил представление о худших аспектах работы Tesla Services, когда пытался получить оценку ущерба для своей страховки. По всей видимости, ему удалось записаться только на январь 2025 года. Тем не менее, несмотря на инцидент, который мог нанести ему серьезные травмы, Пол С утверждает, что программное обеспечение FSD его автомобиля работает хорошо и что столкновение с оленем он считает исключительным случаем. Он даже сказал, что благодарен производителю за прочность своего автомобиля.
Повторяющиеся аварии, угрожающие общественной безопасности
Хотя Пол С считает, что подобный случай является единичным, в США ежегодно происходит около 2 миллионов столкновений автомобилей с оленями. В подобных авариях страдают не только животные, бродящие по дорогам, но и пешеходы. Автомобили Tesla, оснащенные системой автономного вождения, уже попадали в аварии, в результате которых пешеходы получали серьезные травмы или даже погибали.
Например, в прошлом году автомобиль Tesla Model Y, двигавшийся в режиме автопилота (с программным обеспечением Autopilot), сбил 17-летнего подростка, даже не сбавив скорости. Пострадавший выжил, но получил перелом шеи, ноги. В этом месяце Tesla, работающие в режиме автопилота, стали участниками сотен аварий и 51 случая гибели людей.
Кроме того, недавно Tesla Model Y 2021, использующая FSD, столкнулась с 71-летним пешеходом, который скончался на месте аварии. В связи с этими повторяющимися инцидентами Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) начала расследование в отношении 2,4 миллиона автомобилей Tesla, оснащенных программным обеспечением FSD. Агентство может снять автомобили с производства, если будет установлено, что они представляют слишком большой риск для общественной безопасности.