Проект Airbus DragonFly не только управляет взлетом и посадкой, но и может взять на себя управление в полете в случае потери сознания пилотом. Вдохновленный системой 360° зрения стрекоз, он способен «видеть» окружающую среду и самостоятельно определять новую карту маршрута.
Автономными становятся не только автомобили, но и самолеты. Airbus работает над этим в рамках своего проекта DragonFly, который сейчас находится на последнем трехмесячном этапе испытаний. Как следует из названия, «DragonFly» — это проект, частично вдохновленный стрекозой и ее 360° зрением. Он призван стать новым важным элементом в обеспечении безопасности полетов, усилив работу пилотов. Система, которая в ближайшем будущем сможет изменить маршрут и посадить самолет, два пилота которого потеряли сознание.
Эталонным самолетом для этого проекта, поддерживаемого внутренним инновационным инкубатором Airbus UpNext, является A350-1000. Этот самолет был модифицирован, особенно в части его датчиков, чтобы он мог «видеть» свое окружение. Это видение имеет решающее значение, поскольку именно здесь вступает в игру бионический элемент, о котором заявляет Airbus: способность самолета распознавать окружающую среду, как с визуальной точки зрения, так и с точки зрения внешних погодных условий или характера местности вокруг него (военные зоны, аэропорты и т.д.).
Оснащенный датчиками, будь то датчики изображения, погоды или радио, самолет также поддерживается картографическими системами и… алгоритмами на основе искусственного интеллекта. Семантическая сегментация элементов хорошо видна в презентационном видеоролике. Если Airbus ни разу не использует слово «искусственный интеллект» в своем пресс-релизе, то, скорее всего, это происходит как по техническим причинам — настоящего искусственного интеллекта еще не существует, — так и для того, чтобы избежать путаницы и параллелей с другими областями. Например, автомобили, где «искусственный интеллект», особенно от Tesla, создал дурную славу в мире транспорта. Если автомобильные правила строги, то авиационные правила драконовские.
Хотя слова «искусственный интеллект» и «третий пилот» никогда не упоминаются, DragonFly имеет задатки такового. В нем есть все: от возможности взлетать и садиться до способности автоматически связываться с диспетчерской вышкой и самостоятельно прокладывать новые маршруты в режиме реального времени. Функции, которые уже частично существуют в частных самолетах благодаря таким производителям оборудования, как Garmin (система Autoland). Но в авиалайнерах они гораздо сложнее, в частности, из-за размеров самолета.
Если вы посмотрите видеопрезентацию проекта (выше), то увидите, что количество технологических блоков огромно. От различных датчиков до интерпретации получаемых ими данных, от системы маршрутизации до программного обеспечения для расшифровки (и перевода!) аудиоприказов с диспетчерских вышек в текст, который может быть интерпретирован системой, — проект очень сложный. Его цель — как спасти терпящий бедствие самолет (взрыв в кабине), так и разгрузить пилотов, которые будут перегружены в случае кризиса на борту.
Хотя в воздухе действуют особые законы физики и правила безопасности, на земле Airbus может рассчитывать на большой объем технологий. Поэтому DragonFly может полагаться на то, что уже делает автономный транспорт в ситуациях руления и парковки. Эти функции будут полезны не только для пилотов, которые смогут сосредоточиться на других вещах, но и для пассажиров. Автономные системы вождения на земле имеют больше шансов избежать столкновений, чем водители-люди.
Появление 100% автономных авиалайнеров зависит не только от производителей, таких как Boeing или Airbus, но и от международных норм, страховых компаний и т.д. Однако это не означает, что автономные функции не появятся раньше. В рамках проекта DragonFly Airbus разрабатывает технологические строительные блоки, в частности, программное обеспечение, которые можно будет внедрять по мере их созревания и проверки.
Часть, касающаяся автономной аварийной связи с диспетчерскими вышками, может занять время до проверки различных алгоритмов (риск неправильной расшифровки очень высок!). Но все кирпичики, связанные с автономным вождением на земле, могут быть быстро внедрены в коммерческих авиалайнерах. Возможно, DragonFly в его нынешнем виде не сможет завтра самостоятельно летать на самолетах, но поддержка пилотов может быстро стать реальностью.