Кадры серии снимков NASA запечатлели момент преодоления звукового барьера экспериментальным сверхзвуковым самолетом XB-1 без слышного на земле звука удара. Фотографии получены специальными методами во время испытательных полетов, проводимых в рамках сотрудничества NASA и компании Boom Supersonic, разрабатывающей самый быстрый авиалайнер Overture.
Бесшумный сверхзвуковой полет.
10 февраля 2025 года XB-1 выполнил второй сверхзвуковой полет над пустыней Мохаве. Ученые NASA, присутствовавшие на месте, применяли особый фотографический метод, называемый шлирен-методом, для фиксации воздушных волн, возникающих при преодолении самолетом звукового барьера.
Разработанная в 1860-х годах, эта техника позволяет визуализировать потоки воздуха вокруг объектов и пригодится для изучения сверхзвукового движения. Анализ данных показал, что во время испытательного полета звуковой удар не достиг земли, что является важным шагом на пути к созданию бесшумных сверхзвуковых самолётов.
Захват ударных волн при сверхзвуковом полете.
XB-1, разрабатываемый компанией Boom Supersonic, — первый гражданский сверхзвуковой самолёт, созданный вне государственных программ, и первый частный самолёт, преодолевший звуковой барьер в январе 2025 года.
Для регистрации полётов ХВБ-1 НАСА использовало специальное оборудование, включавшее наземные телескопы с особыми фильтрами. Благодаря им удалось наблюдать ударные волны вокруг самолёта при его разгоне за пределы скорости звука (1 Мах).
Главный испытательный пилот Boom Supersonic Тристан «Джеппетто» Бранденбург провёл сложный манёвр, разместив самолёт в точке, где XB-1 оказался перед солнцем. Это дало возможность получить уникальные изображения, демонстрирующие момент преодоления звукового барьера.
Доказательства сверхзвуковой скорости на границе числа Маха.
В ходе испытательного полёта NASA и Boom провели предварительное моделирование свойств атмосферы, что помогло лучше понять явление, известное как «отсечка Маха». Это явление возникает, когда звуковой удар преломляется в атмосфере и не достигает земли.
Микрофоны и приборы для регистрации звука, установленные вдоль траектории полета XB-1, показали, что сверхзвуковые полёты могут выполняться без образования слышного звукового удара на земле. Данные совпадают с исследованиями NASA по коммерческим сверхзвуковым перелётам.
От XB-1 к Overture: будущее сверхзвуковых путешествий
Boom объявила о планах внедрить результаты испытательных полетов в разработку своего сверхзвукового авиалайнера Overture. Этот самолет с технологией Boomless Cruise сможет летать со скоростью до 1,3 Маха без шума, сократив время перелета между берегами США на 90 минут.
Авиалайнер Overture станет самым быстрым и эффективным в мире, оптимизированным для скорости, безопасности и устойчивости. Самолет будет работать на стопроцентном устойчивом авиационном топливе (SAF). Компания уже получила тринадцатьдесять заказов и предзаказов от таких авиакомпаний, как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines.
Завершение программы испытаний XB-1
XB-1, совершивший первый полет в марте 2024 года, закончил программу испытаний. Самолет отправится обратно в Денвер, штат Колорадо, где компания Boom применит полученные сведения для совершенствования Overture.
В Гринсборо, Северная Каролина, компания закончила строить новый суперзавод, который будет производить до 66 самолётов в год.
Будущее сверхзвуковых перелетов
Успешное завершение испытаний XB-1 и подтверждение технологии Boomless Cruise открывают новую эру коммерческих сверхзвуковых перелетов, которые станут тише по сравнению с прошлыми.
Взаимодействие NASA и Boom Supersonic указывает на то, что авиация будущего способна быть не только скоростной, но и экологичной.