Общие Моторы и Локхид Мартин разрабатывают новые луноходы

Для проведения научных операций на Луне инженеры General Motors и Lockheed Martin разрабатывают новые луноходы независимо от планов NASA.

Год назад было объявлено о сотрудничестве по разработке лунохода, а сейчас две компании хотят расширить его, чтобы создать целый ряд транспортных средств для работы на поверхности Луны. Сейчас главное внимание уделяется модели багги (Lunar Mobility Vehicle). General Motors планирует завершить создание первого лунохода к 2025 году.

Автомобильная корпорация General Motors планирует применить передовые технологии своих наземных автомобилей при создании нового лунного багги. Электрическая автономность станет ключевым преимуществом по сравнению с прошлыми луноходами, способными преодолеть расстояние до 12,50 миль на одной зарядке — показатель, установленный LRV-3 в ходе миссии Apollo 13.

Луноходы, скорее всего, будут располагаться вдали от мест посадки астронавтов, поэтому потребуются эффективные средства доставки оборудования. Для этого компания General Motors предложила использовать платформу Ultium, технология которой была разработана для наземных транспортных средств, например пикапа GMC Hummer EV, и может быть применена для новых луноходов.

От электрических пикапов до луноходов

Реальная универсальная платформа для электромобилей станет основой автомобиля с аккумуляторами Ultium от GM, способными обеспечить запас хода, достаточный для выполнения задач (наземный пробег оценивается примерно в 480 километров). Информация о размере и емкости батарей пока не разглашается. Система поддерживает удаленные обновления. Если появятся модернизации, которые могут увеличить емкость аккумуляторов, транспортное средство получит их с Земли. Аккумуляторы также должны выдерживать разницу температур около 260 °C между днем и ночью.

При создании новых луноходов будет полезна не только электрическая тяга, но и технология автономного вождения компании GM, применяемая в автомобилях. Благодаря этому автомобиль сможет оставить научные приборы или астронавтов на рабочих местах, а затем добраться до следующего участка или вернуться в исходную точку.

Разрабатывая данную технологию для наземных транспортных средств, инженеры еще использовали ручное управление, пока она не стала полностью готовой к автономному вождению. Передача технологии на Луну представляет собой более сложную задачу из-за отсутствия там асфальтированной и картографированной местности, а также из-за того, что инженеры будут находиться на Земле. Поэтому одной из задач является составление карты местности вокруг будущей зоны высадки.

Команды GM используют те же симуляторы (DIL, Driver in the Loop), что применялись при разработке наземных автомобилей, но моделирующие характеристики лунной поверхности. В результате ими была воссоздана площадь южного полюса Луны размером 1 км², с кратерами, камнями и лунной физикой.

В симуляторе конфигурация как у обычного автомобиля, но на Луне нужно учитывать большие размеры скафандра и обуви. Это может привести к тому, что ручное управление будет осуществляться не на ногах, а на руках в перчатках с тактильной обратной связью. В качестве стартовой установки использовали шасси Hummer EV, но лунная гравитация в сочетании с различными условиями окружающей среды не позволили автомобилю двигаться из-за его большой массы для этих условий.

Изображение автоматизированного использования лунохода.

Система управления шасси будет иметь решающее значение для безопасности, так как при слишком большой скорости подъёма по склону на вершине, из-за низкой лунной гравитации, существует риск слишком далеко отделиться от поверхности.

Обе компании стремятся предложить НАСА не только луноходы, но и расширить клиентскую базу за счёт коммерческих космических предприятий. Это порождает вопросы безопасности, в том числе стандартизацию используемых технологий. В качестве примера: разные конструкции скафандров требуют универсальных систем безопасности, а также посадочное место, которое может быть адаптировано к каждой из разрабатываемых конструкций скафандров.
Астронавты будут ограничены в движении из-за размера скафандров, поэтому подъем и спуск лунохода должны быть спроектированы для безопасного движения.