Китайский экспериментальный поезд T-Flight на магнитной подушке, разрабатываемый в рамках проекта hyperloop, приближается к установлению рекордных скоростей в сфере транспорта. Проект может стать очередным шагом в увеличении глобального влияния Китая в области науки и техники. После успешных испытаний в 2023 году государственная корпорация China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC) активно развивает эту высокоскоростную транспортную систему, наряду с другими достижениями страны в области искусственного интеллекта, полупроводников, космических исследований и технологий.
Благодаря запланированной скорости 965 км/ч T-Flight будет быстрее даже крейсерской скорости пассажирских самолетов. Так, поездка из Пекина в Шанхай, занимающая сейчас шесть часов, сократится до полутора часов. Для Китая, где мегаполисы могут быть разделены расстоянием более тысячи километров, такое сокращение времени в пути станет существенным шагом в поддержании экономического роста.
Гиперлооп-поезда могут сделать дальние поездки более эффективными, чем авиаперелёты, которые требуют длительных процедур безопасности и пересадок. Проект основан на концепции гиперлоопа, предложенной Илоном Маском в 2013 году, и сочетает технологию магнитной левитации с низковакуумными трубами для снижения трения и сопротивления воздуха.
Китай проводит масштабные испытания высокоскоростной маглев-системы, в то время как западные компании, такие как Hyperloop One, прекратили свою деятельность в 2023 году. В феврале 2024 года на 2-километровой трассе T-Flight достиг скорости 623 км/ч, превысив рекорд японского поезда L0 Series. В октябре 2024 года поезд успешно прошел испытания в условиях низкого вакуума, подтвердив жизнеспособность полноценной системы hyperloop.
По данным государственного телеканала CGTN, результаты испытаний были в соответствии с заданными параметрами, однако точных деталей не представлено. Специалисты предполагают, что тесты проводились при ограниченном вакуумном давлении. В планах — испытания на полной скорости на трассе протяженностью 60 км. При успешном их проведении поезд сможет разгоняться до 1000 км/ч.
Маглев-поезд при помощи магнитной силы поднимается над рельсами, обеспечивая бесступенчатое и почти безшумное движение. Несмотря на сходство с «летающим поездом», технология не предусматривает настоящий полет. Вместо этого применяются две магнитные технологии: электромагнитная подвеска (EMS) и электродинамическая подвеска (EDS), поднимающие поезд над рельсами и позволяющие ему двигаться вперед за счет переменных магнитных полей.
Несмотря на прекращение деятельности Hyperloop One, разработки подобных проектов продолжаются. Так, американская компания Hyperloop Transportation Technologies работает над маршрутом между Абу-Даби и Аль-Айном, а канадская Transpod разрабатывает систему hyperloop в Техасе. Тем не менее, скептицизм по поводу экономической целесообразности и безопасности гиперлоопа сохраняется. Вопросы о возможной декомпрессии на сверхзвуковых скоростях и безопасности ускорения и торможения пока остаются без ответов.
Разрешит ли Китай технические и экономические барьеры, покажет, превратится ли технология гиперлуп в глобальную транспортную революцию или останется амбициозным, но пока лишь экспериментальным проектом.