
Китай стремится изменить морскую историю, заявляя о намерениях построить первый в мире контейнеровоз с ядерным двигателем. Успешная реализация проекта может ознаменовать новую эпоху судостроения с использованием атомной энергии.
На выставке Marintec China 2023 в Шанхае компания Jiangnan Shipyard представила судно KUN-24AP. Показанный цифровой образец демонстрирует размеры и масштаб судна (вероятно, грузоподъемность составит 24 тысячи стандартных контейнеров). Презентация также намекнула на особенности KUN-24AP, помимо его огромных размеров.
Может ли революция стать источником прочного развития морского флота?
Разработчики сообщают, что KUN-24AP будет оснащен новейшей двигательной установкой с реактором на расплавах солей, работающим на тории. Торий — радиоактивный металл, более распространенный в природе, чем уран, и более дешевый в использовании. Его применение в новом судне является отличительной особенностью по сравнению с обычными атомными кораблями, так как торий способен работать при повышенных температурах и низком давлении, что снижает потребность в воде для охлаждения и уменьшает риск расплавления.
В настоящее время судно используется в коммерческих целях, но его ядерная технология может иметь двойное назначение и вызывать опасения по поводу её использования в военных целях Китаем.
Хотя подобная возможность сохраняется, все признаки указывают на ограниченное её применение. Реакторы на расплавах солей на основе тория нуждаются в более частых технических обслуживаний, что не подходит для многих военных задач. Вместо этого Jiangnan Shipyard описывает корабль с ядерной силовой установкой как попытку решения растущих проблем, связанных с изменением климата и энергосбережением в сфере судоходства. Новая конструкция сверхкрупных атомных контейнеровозов позволит добиться нулевого уровня выбросов на всем протяжении срока службы. «.
Китай продолжил работу над реакторами на основе тория, несмотря на то что другие страны отказались от этой идеи.
Реактор KUN-24AP обеспечит ряд преимуществ: меньшее давление в контуре, высокую безопасность и быструю остановку при аварии.
Несмотря на заявления о новой эре коммерческого судоходства с ядерной энергетикой, остаются вопросы об эффективности реактора, работающего на фторированной соли, и о его потенциальном воздействии на окружающую среду.
Заявление может привести Китай к лидирующим позициям в морской технологии и обозначить начало больших перемен в будущем торговом флоте.