
Компания Boeing вновь оказалась под пристальным вниманием общественности из-за обвинения в нарушении стандартов безопасности. После предполагаемого самоубийства Джона Барнетта инженер Сэм Салехпур заявил о допущенных компанией ошибках при строительстве и сборке фюзеляжей Boeing 787, которые со временем могут привести к развалу воздушного судна в воздухе. На следующей неделе инженер даст показания в Постоянном подкомитете по расследованиям Сената США.
Обвинения Салехпура — ещё один удар по компании Boeing, чей имидж уже серьёзно пострадал из-за ряда серьёзных происшествий. Одно из самых заметных произошло 5 января, когда во время полёта у самолёта Boeing 737 Max авиакомпании Alaska Airlines оторвалась дверь пробкового типа (используемая для закрытия выхода и не должна открываться). Это событие, ставшее вирусным, вызвало волну споров и до сих пор является предметом федерального расследования. Самолеты серии 737 Max также были причастны к драматическим авариям 2018 и 2019 годов, унесшим жизни 346 человек.
Инженер Салехпур, трудившийся в Boeing более десяти лет, указывает на существенные проблемы в процессе изготовления Boeing 787 (также известного как Dreamliner). По его словам, компания задействует разных поставщиков для создания отдельных частей фюзеляжа. Такая система позволяет компании значительно сократить время и затраты на производство. Кроме того, это «быстрый путь», позволяющий соблюдать сроки выпуска.
В интервью газете «The New York Times» Салехпур сказал, что этот метод ускоряет производство, но снижает срок службы самолёта. Boeing ранее уже сталкивался с критикой за сжатые сроки производства и несоответствие стандартам безопасности.
После того как детали Boeing 787 попадают на конвейер, плохо стыкуются друг с другом. Чтобы исправить это, некоторые инженеры, как утверждается, оказывают чрезмерное механическое напряжение на соединения, чтобы создать впечатление правильного подогнания деталей и отсутствия зазоров. По словам источника, это означает, что фюзеляжи подвержены риску разрушения по мере износа деталей самолета в ходе полетов.
С самолётами серии 777 связаны сходные вопросы безопасности.
Разоблачение Салехпура последовало после того, как Барнетт рассказал о проблемах контроля качества в Boeing 787 и 737 Max. Как и у Барнетта, Салехпур, по сообщениям, столкнулся с преследованиями со стороны компании после поднятия вопросов о выявленных им недостатках. Его не допускали к участию в важных совещаниях, а также насильно перевели в программу 777. И здесь он обнаружил те же проблемы с несоответствующими деталями, собранными принудительно.
Салехпур передал свои выводы Федеральному управлению гражданской авиации США, которое подтвердило получение информации, но отказалось от комментариев до завершения расследования. Boeing заявила о продолжении совершенствования процесса производства самолетов серии 787 с момента их выпуска двадцать лет назад и поощрении инакомыслия в целях совершенствования.
Лиза Бэнкс, адвокат, представляющая Салехпура, признала, что компания внесла улучшения в производственный процесс Boeing 787, но считает их недостаточными для обеспечения безопасности. Компания отвергла заявления инженера о проблемах с самолётами 777. Мы абсолютно убеждены в безопасности и прочности самолетов серии 777. «, — говорится в заявлении компании.
Критика и ожидание показаний Салехпура привели компанию Boeing к перестановкам в руководстве, включая отставку генерального директора Дэвида Калхуна до конца года. В свою очередь FAA поставила компании срок для разработки плана действий по устранению повторяющихся проблем контроля качества в производственных процессах.