
Проект Airbus DragonFly выполняет функции управления взлетом, посадкой и полетом. В случае утраты сознания пилотом система может взять управление на себя. Основанный на системе 360° зрения стрекоз, проект способен «видеть» окружение и самостоятельно определять новый маршрут.
Автомобили не единственные, кто получает автономность – этим шагом идут и самолеты. Airbus работает над проектом DragonFly, который сейчас проходит финальные трехмесячные испытания. Название проекта отсылает к стрекозе и ее возможностям видеть на 360°. DragonFly призван стать важным элементом обеспечения безопасности полетов, дополняя работу пилотов. Система способна изменить маршрут и посадить самолет, если оба пилота потеряют сознание.
Для проекта, поддерживаемого внутренним инновационным инкубатором Airbus UpNext, эталонным самолетом служит A350-1000. Самолет модернизирован, в частности его датчики, для возможности «видеть» окружение. Это видение важно, поскольку именно здесь проявляется бионический элемент, заявленный Airbus: способность самолета распознавать окружающую среду как визуально, так и с учетом погодных условий или характера местности (военные зоны, аэропорты и т.д.).

DragonFly обладает всеми чертами искусственного интеллекта и третьего пилота, хотя эти слова в описании не встречаются. В его возможности входят взлет и посадка, автоматическая связь с диспетчерской вышкой и разработка новых маршрутов в режиме реального времени. Такие функции частично присутствуют в частных самолетах благодаря производителям оборудования, например, Garmin (система Autoland). Однако в авиалайнерах реализация этих функций сложнее из-за их размеров.
Несмотря на специфику воздушного пространства, Airbus DragonFly может использовать технологии, применяемые в наземных транспортных средствах. Благодаря этому автономные системы управления смогут быть использованы для руления и парковки. Это позволит пилотам сосредоточиться на других задачах, а пассажирам – чувствовать себя более комфортно. Автономное вождение на земле обладает большей безопасностью по сравнению с человеческими водителями.
Развитие полностью автономных самолетов зависит не только от производителей, но и от международных норм, страховых компаний и других факторов. Это не исключает появления автономных функций раньше полной автономии. В рамках проекта DragonFly Airbus разрабатывает технологические модули, включая программное обеспечение, которые можно внедрять по мере готовности и проверки.
Раздел о связи самолета с диспетчерскими пунктами при аварийной ситуации может потребовать времени для проверки алгоритмов (риск неправильной расшифровки высок). Однако компоненты автономного вождения на земле могут быть оперативно внедрены в коммерческие авиалайнеры. DragonFly в текущем виде может не обеспечивать самостоятельные полеты завтрашнего дня, но помощь пилотам быстро станет реальностью.