Автомобили с автономным управлением, как правило, демонстрируют меньшую аварийность, однако в определенных обстоятельствах вероятность столкновений может быть в несколько раз выше, чем у обычных транспортных средств, которыми управляют люди. Об этом свидетельствуют результаты недавнего масштабного исследования, посвященного безопасности беспилотных машин.
Ученые из Университета Центральной Флориды (США) провели анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Калифорнии за период с 2016 по 2022 год, включив в исследование данные о 2100 беспилотных транспортных средствах и 35 133 автомобилях, управляемых водителями.
В рамках анализа, результаты которого опубликовал журнал Nature Communications, рассматривали как беспилотные системы второго уровня, подобные Tesla Autopilot, в исследовании сравнивались как менее совершенные, так и более передовые системы с четвертым уровнем автономности. Для анализа аварий применялась статистическая модель «логистическая регрессия», при этом учитывались различные факторы, такие как дорожные условия, погодные условия, время суток и место происшествия.
Авторы, проанализировав полученные данные, сделали вывод о том, что в большинстве случаев беспилотные авто безопаснее управляемых людьми за счет способности выявлять помеху и уклоняться от нее, точности управления и более эффективного принятия решений.
Тем не менее, исследователи подчеркивают, что снижение вероятности аварий у беспилотных автомобилей в большей степени проявляется при выполнении стандартных операций, например, при движении по выделенной полосе или в транспортном потоке с соблюдением установленного скоростного режима.
В некоторых ситуациях автономные транспортные средства демонстрировали значительно худшие показатели. Так, при вождении в условиях недостаточной видимости, таких как рассвет или вечернее время, вероятность ДТП у них была в пять раз выше ДТП, автоматизированные транспортные средства демонстрировали более низкую безопасность, чем автомобили, управляемые человеком. Вероятность возникновения аварий при выполнении поворотов была почти вдвое больше.
По мнению авторов, причинами полученных результатов является недостаточная осведомленность беспилотных систем о дорожных ситуациях в сложных условиях и ограниченный опыт вождения.
«По словам исследователей, для обеспечения безопасности автономных транспортных средств в условиях низкой освещенности, таких как рассвет, сумерки, или при выполнении поворотов, требуется комплексный подход, охватывающий использование современных датчиков, надежных алгоритмов и рациональную конструкцию.
Несмотря на то, что данная работа является одной из самых масштабных в своей области, количество инцидентов с участием беспилотных автомобилей остается относительно небольшим. Исследователи отметили это как одно из ограничений проведенного анализа. Также стоит учитывать, что статистика ДТП охватывает данные только до 2022 года и, возможно, не дает полного представления о текущей ситуации, поскольку производители автомобилей постоянно развивают и улучшают технологии автономного вождения.
В комментарии научно-популярному изданию New Scientist один из экспертов назвал результаты интересными, но крайне предварительными в плане оценки безопасности беспилотных автомобилей. Число аварий с их участием слишком мало для далекоидущих заключений, подчеркнул специалист. Также собеседник предупредил о возможной предвзятости производителей робомобилей. В отчетах о происшествиях они нередко винят в ДТП водителей-людей, тогда как объективный анализ может говорить об ином.