По мнению исследователей, художники, применяющие в своих произведениях машинное оборудование, способны посредством компьютерной графики доносить до аудитории неявные концепции и даже передавать свои эмоции. К такому выводу они пришли в результате проведения эксперимента.
Искусственный интеллект все больше проникает в мир искусства и все больше людей с ним взаимодействуют. Произведения, созданные «бездушными машинами», продают на аукционах за сотни тысяч долларов. Яркий пример — картина «Портрет Эдмонда де Белами», написанная искусственным интеллектом и проданная в 2018 году за 432,5 тысячи долларов.
По мере развития медиаискусства исследователи все чаще обращают внимание на его воздействие на человека. Для получения ответов на эти вопросы важно разобраться в том, как человек воспринимает изображения, созданные при помощи компьютеров.
Ученые из Венского и Берлинского университетов (Австрия и Германия) провели исследование, чтобы оценить распространенное убеждение о том, что зрители не проявляют эмоций при взаимодействии с произведениями искусства, созданными с помощью компьютерных технологий.
Результаты исследования, опубликованные в журнале Computer in Human Behavior, исследования продемонстрировали, что у зрителей возникают эмоциональные переживания при просмотре цифрового искусства, даже если известно, что оно создано при помощи компьютера.
В рамках онлайн-исследования ученые привлекли 48 добровольцев в возрасте от 22 до 80 лет. На начальном этапе участникам показали черно-белые абстрактные изображения размером 16 на 16 сантиметров, с указанием, что они были либо сгенерированы компьютером, либо созданы человеком. Всего было представлено 24 изображения, очень похожих друг на друга и напоминающих QR-код: 10 из них созданы компьютером, 14 — человеком.
«В процессе работы мы не применяли искусственный интеллект или алгоритмы самообучения, использующие работы настоящих художников. Альтернативой стало использование алгоритма генератора случайных чисел, что позволило сделать процесс создания изображений абсолютно независимым от человеческого фактора», — пояснила руководитель исследования Тереза Деммер.
Другие иллюстрации были созданы художниками с использованием программы Adobe Illustrator V. 2019. Исследователи попросили авторов определить одну идею, которую они стремятся донести до зрителя через свою работу, и «скрыть» ее в изображении».
Участникам эксперимента перед тем, как они увидели изображения, сообщали, создано ли оно человеком или компьютером; при этом в половине случаев их сознательно дезинформировали. Далее испытуемые должны были оценить каждое изображение по семибалльной шкале и указать эмоции, которые:
— испытaнный человек ощущал что-то при просмотре каждого изображения;
— это то, какое впечатление, по мнению автора, должно было произвести на зрителя;
— как чувствовали сами авторы, работая над своим произведением.
В ходе эксперимента участники заявили, что испытали эмоции при просмотре 76,6% «рисунков». Более чем половина испытуемых отметили, что изображения вызывали у них чувства, вне зависимости от того, кто их создал – человек или машина. Некоторые респонденты сообщили, что произведения вызывали у них эмоции, даже когда они знали, что автор – не человек.
Кроме того, каждый из участников эксперимента сообщил, что в половине представленных изображений он распознал скрытый смысл, вне зависимости от того, кто являлся их автором.
«Еще один важный аспект, который мы обнаружили. Участники исследования проявляли более сильные эмоции и давали более высокие оценки работам, выполненным человеком, даже когда не знали, что автор — человек, а полагали, что это машина», — подчеркнула Деммер.
Согласно результатам исследования, «компьютерное творчество» способно вызывать эмоции, хотя произведения, созданные художниками, вызывали более выраженный эмоциональный отклик у участников. Люди лучше воспринимали идеи и чувства, воплощенные в работе, если ее автором являлся человек.
Несмотря на это, к полученным результатам следует подходить с определенной долей осторожности. Главная причина кроется в ограниченном объеме выборки. Исследователи также признали, что взаимодействие людей и машин посредством искусства представляет собой более сложный процесс, чем может показаться на первый взгляд. В связи с этим, требуются дополнительные исследования, способные более детально разъяснить эти многогранные взаимосвязи.