Выяснились обстоятельства трагического ДТП с участием беспилотного автомобиля Uber

По результатам расследования стало известно, что беспилотный автомобиль Uber не затормозил перед пешеходом, нарушившим правила перехода дороги, и нанёс ему смертельную травму. При этом камеры транспортного средства зафиксировали присутствие человека за пять секунд до столкновения.

В прошлом году в штате Аризона беспилотный автомобиль Uber совершил наезд на женщину, нарушившую правила перехода улицы. В то время за рулем находился человек, однако он не смог вовремя заметить пешехода и предотвратить столкновение. Данное происшествие стало первым ДТП со смертельным исходом, в котором участвовал автомобиль с уровнем автономности 3.

Лишь после всестороннего изучения произошедшего экспертам удалось установить реальную причину аварии. Выяснилось, что лазерные радары автомобиля Uber идентифицировали пешехода за 5,6 секунды до столкновения. При этом программное обеспечение не предприняло мер по снижению скорости и начало экстренное торможение всего за 0,2 секунды до удара. В 400-страничном обзоре, опубликованном В отчёте Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB) излагаются обстоятельства произошедшего.

Для создания беспилотных автомобилей Uber использовала платформу Volvo XC90, оснащенную системой экстренного торможения. Однако из-за частых ошибочных срабатываний компания решила отказаться от алгоритмов, разработанных автопроизводителем, и деактивировала их, заменив на собственные. Собственные детекторы и система Uber продемонстрировали меньшую чувствительность к факторам, способным спровоцировать торможение транспортного средства.

Ключевым фактором, повлиявшим на произошедшее, стала неверная классификация объектов системой и ее способность прогнозировать их перемещение. Алгоритм был обучен распознавать людей исключительно вблизи пешеходных переходов. В остальных ситуациях объекты идентифицировались как транспортные средства или как неопознанные.

На этот раз алгоритм ошибочно идентифицировал человека как транспортное средство. В данной ситуации он корректно спрогнозировал траекторию его передвижения, предполагая, что он должен двигаться по своей полосе или совершать плавное перестроение. Однако, из-за небольшой скорости движения, система неоднократно меняла классификацию объекта, то определяя его как неподвижный, то определяя как автомобиль. В результате этого, транспортное средство не смогло вовремя затормозить и на скорости около 70 километров в час совершило столкновение с 49-летней Элейн Херцберг, которая скончалась в больнице после аварии.