Сравнение безопасности беспилотных и автотранспорта с водителем.

Автомобили с автономным управлением в целом меньше подвержены ДТП, однако в определенных случаях аварийность их превышает обычных автомобилей с водителями. Такую картину выявило крупное исследование безопасности беспилотников на дорогах.

Автор фотографии: Джейсон Дойл, фотобанк Гети Имиджис.

Ученые из Университета Центральной Флориды изучили статистику ДТП в Калифорнии с 2016 по 2022 год. В исследовании учитывались данные о 2100 беспилотных автомобилях и 35 133 машинах с водителем.

В рамках анализа, результаты которого опубликовал журнал Nature CommunicationsСочли системами автономного действия второго класса, подобно Tesla AutopilotАвтономные системы разных уровней, от самых простых до четвертого уровня, были изучены в связи с аварийными случаями. При анализе случаев исследователи использовали модель «логистическая регрессия», учитывая дорожные условия, погодные факторы, время и место происшествия.

В результате исследований авторы сделали вывод о преобладании определённых сценариев. беспилотные автоБезопаснее, поскольку могут обнаруживать помехи и уклоняться от них, управлять с большей точностью и принимать решения более эффективно.

Ученые подчеркнули, что вероятность происшествий у беспилотников чаще снижалась во время выполнения стандартных действий, например, движения по выделенной полосе или поездки по трассе заданной скоростью.

В некоторых ситуациях беспилотники пока проигрывают. При малой освещённости, например, на рассвете или в сумерках, вероятность аварии у них в пять раз выше. ДТПСамоуправляемые машины имели почти в два раза больше рисков аварии при поворотах, по сравнению с машинами, управляемыми людьми.

Результаты получили объяснение авторами тем, что автономные системы не обладают достаточной осведомлённостью о ситуациях в сложных условиях движения и имеющимся опытом управления транспортными средствами.

Чтобы повысить безопасность беспилотных автомобилей на рассвете, в сумерках и во время поворотов нужен комплексный подход: новые датчики, надёжные алгоритмы и продуманный дизайн.

Несмотря на то, что новая работа — одна из крупнейших по данной теме, информации о происшествиях с участием автономных автомобилей пока немного. Об этом указывают авторы, отмечая ограничения исследования. Кроме того, анализ охватил статистику ДТП только до 2022 года и может не отражать сложившуюся обстановку полностью, поскольку производители продолжают совершенствовать технологии беспилотного вождения.

В комментарии научно-популярному изданию New ScientistЭксперт назвал результаты интересными, но подчеркнул их предварительность при оценке безопасности беспилотных автомобилей. По его словам, число аварий с их участием недостаточно для выводов о безопасности. Специалист также предупредил о возможной предвзятости производителей робомобилей, которые в отчетах о происшествиях нередко винят водителей-людей, а объективный анализ может давать другой результат.