Спецодежда: влияние на моду и ее будущее

Многие из нас носят вещи, которые первоначально создавались как спецодежда веками назад. Как так случилось? Почему модная одежда периодически уступает место одежде, предназначенной для работы? Что происходит со спецодеждой сейчас и чего от неё можно ожидать в будущем?

© Wikimedia Commons

Самая старая костяная игла возрастом 50 тысяч лет предположительно принадлежит денисовцам. Изображение юбки из скрученных волокон на палеолитической Венере Леспюгской, которому около четверти века, считается первым изображением одежды, возможно, сшитой иглой. Трудно сказать, что служило рабочей одеждой в то время, и не факт, что она сильно отличалась от «нерабочей».

Древнейшая спецовка?

Получив более или менее качественные письменные источники, мы сразу замечаем разницу: для рабочей одежды необходима повышенная удобство, возможность легко подгонять по размеру и гибкость использования. Первой такой стала экзомис — греческая спецодежда из куска ткани размером 2,3 на 1,4 метра.

Одиссей в одежде из эфира по замыслу древнегреческого скульптора

В центре находился проем для головы, а вместо рукавов — прорези сбоку. Экзомис скрепляли швом справа и слева ниже рук; место для правой руки всегда было шире, чем для левой. Вероятная причина: большинство людей правши, и при физическом труде правая рука часто нуждается в большем пространстве.

Изготавливали экзомисы из различных материалов, преимущественно же использовался лен. Он не препятствует испарению влаги с тела, что существенно для людей, занимающихся ремеслом или трудящихся на земле.

Обрезки от парусов

В средневековой Европе французский город Нима славился особой конопляной тканью, которую называли «де Ним». Для окрашивания некоторых изделий использовали индиго из Генуи – синий краситель, и про окрашенную им ткань французы говорили Bleu de Genes («голубая из Генуи»). В Англии такую ткань стали называть jeans.

Ткань была простой, но плотной, поэтому использовали её преимущественно для пошива парусов. Колумб открыл Америку именно с такими парусами. Кроме того, такая ткань оказалась полезна рабочим: генуэзский флот стал одевать моряков в брюки из синей ткани, которая шьётся из обрезков от парусов.

Брюки мужчины сшиты из остатков парусов.

В XIX веке фабричное производство джинсов началось скорее благодаря импровизации. Во время золотой лихорадки в Сан-Франциско торговец Леви Страусс привез галантерейные товары, которые моментально закончились. А спрос на новую одежду не снижался. В итоге Страусс обшел брошенные на пристанях парусники, чьи экипажи отправились на поиски золота, и скупил парусину. Из неё он сшил штаны и начал серийно выпускать спецодежду для старателей из «денима» с использованием клепок, став её массовым поставщиком.

Мастер живописи из Италии, эпоха семнадцатого столетия / © Wikimedia Commons.

Благодаря удобству одежду со временем стали носить ковбои и промышленные рабочие. Прочные, но не сковывающие движений брюки, легко отстирывающиеся и не требующие глажки, становились всё популярнее, и в 1950 годах, вслед за известным голливудским фильмом, попали в массовую культуру. Всего через 10 лет стали массовой одеждой молодежи, а ещё через 20 лет — уже всех возрастных групп.

Пионерский галстук и синтетическая шиншилла

Одежда для работы отличается прежде всего практичностью, поэтому вещи, первоначально предназначенные для специалистов, часто становятся популярными среди широкой публики.

Английским портовым грузчикам часто приходилось долго находиться в порту при ветреной погоде.

В течение первых столетий такие новинки не пользовались спросом. Тем не менее, к началу XX века сначала английские аристократы стали носить «свитер с горлом», а затем этот предмет одежды появился во многих странах и стал частью гардероба людей из всех социальных групп.

Шейный платок претерпел схожую эволюцию. Моряки XVIII века и ковбои применяли его для защиты шеи от натирания воротником, который мог вызывать воспаление. Платок из тонкой ткани не создавал трения и легко стирался.

Платки XIX века иногда становились самым дорогим элементом униформы ковбоя: их изготавливали преимущественно из шелка для уменьшения трения на шее. К сожалению, качество цветных фотографий того времени оставляет желать лучшего, но голливудское кино часто воссоздаёт такую одежду и сейчас.

С конца XIX века этот предмет, изначально призванный для практических целей, подобно подворотничку в армии, неожиданно стал модным сначала среди английских аристократов, затем — у бойскаутов, после чего его вариант появился и у советских пионеров. Похожие шейные платки встречаются и в современной женской одежде.

Синтетические ткани, появившиеся в конце XIX — начале XX веков, совершили настоящую революцию: как в одежде для работы, так и вне ее. Революция эта коснулась не только одежды, но и отношения людей к собственному телу.

Нейлоновые чулки появились в 1927 году. Стоили они значительно дешевле предыдущих аналогов, были прочнее и дольше служили. По этой причине стали необходимым элементом гардероба для женщин в западных странах.

Вторая мировая война привела к тому, что весь нейлон стал использоваться для изготовления проводки для самолетов и танков. Изготовление чулок прекратилось, а ходить без них считалось неприличным. Женщины в США и Европе массово рисовали карандашом на ногах сзади линии, имитируя шов чулок. массовоСегодня в мире практикуют бритье.

Новые ткани изменили традиционную одежду: от рубашек и футболок до плащей и мембранных кроссовок – всё возможно благодаря синтетике.

Спецодежда не обошла новейшие тенденции. Износостойкость спецовок из этих тканей оказалась значительно выше, чем у хлопковых. Было замечено, что она не дает усадки после стирки, весит меньше и не «удерживает» влагу, что важно при физических нагрузках.

За последние полвека похожая история с «миграцией» произошла и с рабочей одеждой для работников мясной промышленности. В 1979 году американская компания Malden Mills создала так называемую «синтетическую шиншиллу» или «полярный флис»: ткань на основе плотного полиэстера, обеспечивающая высокое сопротивление теплопередаче. Её сразу же начали использовать работники крупных промышленных холодильников для мяса и рыбы. Раньше для таких мест использовались спецодежды на базе шерстяных свитеров, но натуральная шерсть быстро впитывала влагу, которая потом замерзала, делая одежду тяжёлой и сильно проводящей тепло.

Ребенок в теплую одежду из полиэстера.

Флисовые рабочие костюмы с молнией заинтересовали производителей обычной одежды своей способностью удерживать тепло даже во влажной среде.

Наши дни: спецодежда становится модной?

Ранее форма уступала функциональности в спецодежде, но сейчас всё больше внимания уделяется её внешнему виду. К тому же рабочая одежда может выступать символом принадлежности к успехам компании.

Tesla и SpaceX — классические примеры.
Занимаясь автомобильным бизнесом, Маск решил, что сотрудники Tesla должны выглядеть стильно. Куртки, брюки и свитера компании все еще функциональны: на них нет выступающих металлических или пластиковых деталей, которые могли бы поцарапать краску нового автомобиля. Синтетические материалы делают их немнущимися, легкими и удобными, при этом весьма прочными.

С самого начала эти вещи стильные: из глубоко черного материала с логотипом фирмы. Не удивительно, что фирма продаёт мерч, мало отличающийся визуально от спецодежды своих сотрудников.

SpaceX также использует подобный подход. При сборке и подготовке ракетных двигателей к пуску там стремятся минимизировать пыль, поэтому применяются одноразовые комбинезоны. В SpaceX эти комбинезоны глубоко черные. Некоторым это напоминает шахтерскую униформу, другие же считают их стильными и необычными.

Желание подчеркнуть стиль распространилось даже на разработку скафандров этой компании. Внешний вид этого оборудования SpaceX оформил Хосе Фернандес — человек, создававший костюмы для Бэтмена и Железного человека в Голливуде. Только после того, как он сконструировал внешний вид, были созданы системы жизнеобеспечения скафандра.

На коллаже ясно видно разницу между традиционным скафандром, который кажется массивным и одноцветным, и новым изделием компании SpaceX.

Задача «эстетика прежде всего» была поставлена так строго, что Фернандеса держали в секрете, чем он занимается: дизайнер думал, что создаёт для SpaceX костюмы для фильма, а не внешний вид настоящего скафандра. Такой подход, безусловно, не облегчает работу конструкторов. Но Маск справедливо часто повторяет о внешнем виде своих разработок «Будущее должно выглядеть как будущее».

Что с новыми тенденциями у нас?

В России похожие тренды также заметны: производители спецодежды, такие как Brodeks или Heklya, стремятся акцентировать внимание не только на удобстве и эргономике, но и на стиле: чтобы быть востребованными, модной должна стать и спецодежда.

В 2013 году опрос Skyscanner назвал самую стильную форму бортпроводников «Аэрофлота». Её разработали дизайнеры Бунакова и Хохлов (бренд Bunakova Hohloff). Форма отличается синтетической тканью нового поколения, которая отталкивает воду и грязь. Капли скатываются с неё без следов. Кроме того, синтетика не электризуется. Дизайнеры также использовали яркие и необычные цвета, выделяющие форму среди конкурентов.

Иногда эволюция на российском рынке спецодежды преподносит иронию: учёные, разрабатывающие передовые синтетические материалы в СИБУРе, сами будут носить одежду из этих тканей. Разработка ведётся с идеей «наука — это модно».

При разработке новой спецодежды СИБУРа особое внимание уделялось как практическим качествам, так и эстетике.

В беседе с представителем бренда HRLSN Константином Казимовым выяснилось, что его задачей при работе с СИБУРом и «Олова» было подбор передовых тканей и фурнитуры для новой коллекции спецодежды для ученых нефтегазохимического гиганта. Этому необходимо было соответствовать основным требованиям — защищать от загрязнений, кислот и щелочей, статического электричества, а также замыслу дизайнеров «Олова» в части футуристичного внешнего облика коллекции.

Целью было изменить образ ученого и отказаться от белого халата как главного символа научной работы. Коллекция вдохновлена крупнейшими открытиями российских химиков, которые изменили мир: наследники Ломоносова, Менделеева, Бутлерова и многих других должны были выглядеть соответствующим образом.

В коллекцию вошли халаты для работы в лабораториях, а также летние и утепленные костюмы, комбинезоны, плащи и теплые жилеты, которые будут использовать ученые СИБУРа при работе в лабораториях и на пилотных установках.

Вместительность тоже не потеряна.

Казимов отмечает, что принцип преемственности проявился и в подборе материалов. Разработчики сибирских синтетических материалов — сотрудники СИБУРа, а значит, их инновации применяются в составах тканей и фурнитуры.

Представлена одежда, отвечающая строгим нормам безопасности, но при этом подчеркивающая статус ученого как ключевого элемента современного технологического мира. Наука модна, потому что находится в центре передовых решений, определяющих будущее, — прокомментировал Александр Маланин, создатель бренда «Олово».

Новая спецодежда — манифест, который показывает, что будущее должно быть не только современным, но и интересным, модной.