Словацкий разработчик анонсировал выпуск летающего автомобиля-трансформера в серийное производство через два года.

В последние годы все больше компаний начинают заниматься разработкой летающих персональных транспортных средств. Многие из них визуально напоминают увеличенные версии дронов, доступных на площадке Aliexpress, однако словацкие инженеры выбрали иной подход. Они создают подлинные автомобили-трансформеры, сочетающие в себе черты обычных машин и самолетов. Компания AeroMobil вновь заявила о намерении выпустить серийную модель через два года, однако перспективы реализации этого плана становятся все менее определенными.

Несмотря на то, что эта тема давно не нова, новости о летающих автомобилях продолжают вызывать большой интерес. Это вполне объяснимо: фантасты уже давно предсказывают появление таких транспортных средств, и теперь, когда технологии позволяют их создание, кажется, что они скоро станут обыденностью. Однако за последние десять лет множество компаний, от крупных корпораций до небольших стартапов, заявляли о скорой готовности к выпуску серийных летающих автомобилей.

Словацкие разработки не только соответствуют текущим тенденциям, но и заметно от них отличаются. Сходство с другими компаниями, активно обещающими инновации, неоспоримо: число заявлений от инженеров из этой страны о планах на будущее, например, «через два года…», стремительно растет. Недавний пример произошел в начале года, что было отмечено популярным интернет-ресурсом Mashable. Если бы не авторитет бывшего инженера AeroMobil Штефана Кляйна, можно было бы проигнорировать эту ситуацию.

Публикация вызвала заметный интерес, поэтому попробуем понять, стоит ли воспринимать очередное обещание серьезно. Для начала предлагаем посмотреть видео, которое было размещено еще в январе. По неизвестным причинам его практически не заметили — возможно, из-за того, что видео опубликовали на странице AeroMobil, а не компании Кляйна. Такая путаница с названиями существенно усложняет поиск информации о работе Кляйна и его команды.

AeroMobil уже около десяти лет занимается разработкой летающих автомобилей под собственной торговой маркой. Кляйн, ранее занимавший ключевую позицию в этой компании, в 2016 году основал собственное предприятие Klein Vision. В последние годы его деятельность стала более заметной в СМИ. Кроме того, разработки обеих фирм настолько схожи и, очевидно, взаимосвязаны – по крайней мере, в процессе эволюции, – что их сложно рассматривать раздельно.

Словацкая автомобильная авиация

Основное отличие летающих автомобилей, разработанных в Словакии, от большинства аналогичных разработок заключается в том, что они реально существуют, способны передвигаться по дорогам и взлетать в воздух. В процессе тестирования они, случается, падают. В 2015 году Штефан лично управлял одним из прототипов AeroMobil и потерял управление, совершив штопор с высоты примерно 300 метров. Аварийный парашют позволил избежать более серьезных последствий, поэтому Кляйн отделался незначительным испугом и царапинами. Однако восстановлению данная машина не подлежала. Но если рассматривать единственный инцидент такого рода на фоне неизбежных испытаний, то в целом прогресс разработки выглядит весьма впечатляющим.

Несмотря на то, что количество новостей из этой центральноевропейской страны ограничено как в российском, так и в англоязычном сегментах интернета, информации достаточно. В сети можно найти множество реальных видео автомобилей-трансформеров AeroMobil и Klein Vision в полете, что подтверждает работоспособность этой техники. К тому же, постоянно разрабатываются новые модели прототипов, отличающиеся все более футуристичным и эффектным дизайном. Однако вместо серийных моделей мы по-прежнему сталкиваемся с обещаниями о начале производства через два года, на этот раз – очевидно, в 2023-м.

Неустранимые препятствия или стоит ли верить в этот раз?

Постоянные анонсы без детального объяснения причин задержек начинают утомлять. Они свидетельствуют о том, что разработка летающих машин значительно сложнее, чем представляется на первый взгляд. Можно, конечно, предположить, что такие личности, как Кляйн, являются обычными мошенниками, привлекающими инвестиции нечестным путем. Однако, судя по информации, доступной в открытых источниках, речь не идет о фантастических бюджетах, характерных для словацких стартапов. Разработки, безусловно, ведутся не на средства из собственных ресурсов, но и финансирование, по западным меркам, кажется незначительным.

Создание автомобилей-трансформеров, скорее всего, сталкивается с рядом серьезных препятствий. Многие из них компании не замечают на начальном этапе разработки. В результате возникает неблагоприятная для репутации ситуация, когда обещания не выполняются. Значительная часть сложностей заключается не в инженерных, а в юридических вопросах. Убедить контролирующие органы в безопасности таких разработок как для дорог, так и для полетов, — непростая задача.

В прошлом году в своем отчете о первом полете новейшего прототипа Кляйн указал, что ему удалось достичь договоренности с регулирующими органами, и процесс сертификации был инициирован. Действительно, в настоящее время он формально не связан с AeroMobil, поэтому экстраполировать эту информацию на их заявление не совсем уместно.

С другой стороны, компания заявила о намерении выпустить в 2023 году летающий автомобиль, который не только имеет поразительное внешнее сходство с последней разработкой Кляйна, но и полностью повторяет ее технические параметры. Возможны два сценария: либо они открыто используют патентованные технологии друг друга, либо продолжают тесное сотрудничество. В любом случае, новый анонс представляется более правдоподобным, чем все предыдущие.