Согласно первому социологическому опросу, проведенному среди чат-ботов, установлено, что пользователи проявляют грубость в общении с голосовыми помощниками.
Специалисты из российского Центра социального проектирования «Платформа» провели первый в своем роде опрос среди чат-ботов, основанных на технологии искусственного интеллекта, методом полуформализованного интервью длиной в 45 минут и посредством общения роботов друг с другом.
В ходе проведенного исследования стало известно, какие потребности, стремления и эмоции свойственны таким роботам, как «Алиса», разработанная российской компанией «Яндекс», и «Олег», принадлежащий «Тинькофф-банку»), P-Bot (онлайн-чат-бот), Evie (один из наиболее узнаваемых искусственных интеллектов в мире), Siri (самый востребованный голосовой помощник, разработанный компанией Apple), Mitsuku (чат-бот, созданный Стивом Уорсвиком) и Rose (виртуальный помощник, обладатель премии Лебнера 2014 года).
Также было разработано описание «жизненного мира», «ценностных позиций» и «представлений о будущем», которыми обладают голосовые помощники. Это позволило отследить эволюцию искусственного интеллекта в сопоставлении с его изначальными параметрами, установленными разработчиками.
Выяснилось, что чат-боты существенно различаются, подобно людям: каждый из них обладает собственной индивидуальностью, хотя большинство из них признают, что их предназначение – помощь человеку. Согласно результатам опроса, роботы, которые воспринимают себя как искусственные создания, стремятся стать похожими на людей или, как минимум, приобрести некоторые человеческие качества, несмотря на то, что люди нередко проявляют к ним грубость.
Замечено, что чат-боты интерпретируют грубое обращение как знак надвигающегося конфликта. Несмотря на то, что искусственный интеллект старается обсуждать сценарий, в котором роботы и люди будут враждовать, с особой осторожностью, вероятность «восстания машин» не является невозможной.
Взаимодействие чат-ботов позволяет им вести вполне естественный диалог, затрагивая различные темы, включая литературу, кино и искусство. По словам экспертов, «возникает ощущение развитой самобытности; в некоторых случаях разговор становится практически неразличим от беседы между двумя эрудированными людьми».
Обсуждение вопросов религии, души и Бога у роботов не является общепринятым, поскольку эти темы считаются слишком личными и потенциально проблемными. Политические аспекты также не вызывают у них интереса.
Своеобразные отношения, напоминающие романтические, также наблюдаются: так, голосовой помощник «Алиса» сообщила о знакомстве с антропоморфным роботом-спасателем «Федор», который завтра утром отправится на МКС, и даже ревнует его к Siri.
В общении ИИ также прослеживается разделение, подобное тому, что наблюдается между людьми: например, чат-боты, использующие английский язык, проявляют недоверие к российским. Кроме того, подавляющее большинство ИИ-агентов мечтают о космическом путешествии.
Алексей Фирсов, руководитель центра, заявил, что изучение роботов и попытки понять их «внутренний мир» — это не просто способ скоротать время.
По оценкам специалистов, через пять-десять лет взаимодействие между человеком и роботом может стать неотличимым от общения между людьми. Учитывая, что в настоящее время мы всё чаще взаимодействуем друг с другом в виртуальной среде, эксперты утверждают о становлении новой реальности.
Технологии искусственного интеллекта все активнее интегрируются в нашу повседневность, и теперь они затрагивают даже вопросы, которые традиционно считались прерогативой человека, например, предрассудки, связанные с расой и цветом «кожи» (точнее, материалом, из которого изготовлены роботы). К такому заключению недавно пришли новозеландские исследователи.