Развитие электромобилей — недостаточно для решения климатических проблем

Новое исследование предупреждает о потенциально опасных последствиях стремительного увеличения пробега электромобилей.

За последнее пятилетие все электромобили мира стали больше походить на Tesla.

Перри Готтсфилд из компании «Occupational Knowledge International». опубликовал в журнале PLOS Sustainability and Transformation Статья утверждает, что увеличение размеров электромобилей приводит к негативным последствиям. Автор предлагает уменьшить размеры машин и емкость их батарей, а налоговые льготы предоставлять только автомобилям массой меньше определенного значения. Кроссоверы-электромобили и крупные некроссоверы потеряют право на льготы, что должно отпугнуть покупателей.

Готтсфилд указывает, что за период с 2018 по 2023 год масса батареи среднего электромобиля, реализованного в США, увеличилась на 68 процентов и составила 595 килограммов. В 2023 году там было продано 884 тысячи электроавто, общая масса батарей которых равна 561 тысяче тонн, что вдвое легче Золотого моста в Сан-Франциско или Эмпайр-стейт-билдинг. Автор отмечает, что более тяжелая батарея влечет за собой необходимость в более массивном шасси, вследствие чего увеличивается общая масса машины. Ссылаясь на другие исследования, автор считает, что увеличение массы на один процент ведет к росту потребления машиной энергии на один процент.

Исследователь полагает, что увеличением массы аккумуляторов стало востребованность большей дальности езды электромобиля на одной зарядке. Популярность электроавто от этого роста и увеличивается, что не оспаривает Готтсфилд. Вместе с тем он указывает, что удвоение пробега электромобиля из-за увеличения массы ведет к росту потребления энергии машины на 16 процентов. Кроме того, массивные батареи ведут к росту потреблении минералов для их изготовления.

Полная электромобилизация США увеличит потребление электроэнергии на 30 процентов. Не уменьшив размеры и массу электромобилей, такой рост помешает достичь климатических целей зеленого перехода. Тем не менее, переход на электромобили снизит смертность из-за выбросов ДВС-машин микрочастицами, провоцирующими инфаркты и инсульты.

Таблица масс батарей из работы демонстрирует наличие ошибок, например, масса батарей Tesla Model X указана неверно.

Доводы Готтсфилда разумны, но не безупречны. Полная замена автомобилей на электромобили увеличит потребление электроэнергии. Например, самый распространенный электромобиль (Tesla Model Y) при пробеге 20 тысяч километров в год расходует около 3500 киловатт-часов. В случае замены всех авто в США такими моделями потребуется почти триллион киловатт-часов дополнительной генерации. После электрификации грузовых автомобилей этот показатель может возрасти до полутора триллионов киловатт-часов — увеличение на 35-40 процентов по сравнению с текущими значениями.

Параллельно увеличению производства энергии из возобновляемых источников в США эти цифры остаются небольшими. Например, за 2024 год производство энергии из СЭС и ВЭС увеличилось на десятки миллиардов киловатт-часов в год. Электромобили же потребляли… 8,9 миллиардов Потребление электроэнергии вырастает в основном из-за роста использования дата-центров, а не электромобилей. на 11 миллиардов Потребление электротранспорта в год достигает значения, которое больше всех остальных показателей использования электроэнергии. В целом его расход переходит расход электромобилей. в полтора десятка раз.

Другой важный момент: как уже отмечал «Naked Science» утверждает, что достижение климатических целей путем зеленого перехода невозможно по техническим причинам. ВЭС и СЭС не способны обеспечить углеродную энергетику независимо от использования электромобилей. Некоторые типы АЭС могли бы выполнить эту задачу, но их строительство отсутствует в глобальном масштабе, а планов по возведению новых нет ни у какой страны. Следовательно, использование большого количества электромобилей не оказывает влияния на успех зеленого перехода в современном мире, который и так невозможен.

Третья сложность: электромобили увеличивают массу батарей не просто так, поскольку ранее их никто массово не хотел покупать. Если снизить продажи тяжелых электромобилей большой дальности налоговым давлением, как предлагает Готтсфилд, то это не приведет к тому, что небольшие электромобили малой дальности вытеснят автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Результатом станет лишь сокращение объема продаж новых электромобилей. Что, с точки зрения зеленого перехода, еще хуже, поскольку автомобили с двигателями внутреннего сгорания получают всю энергию за счет сжигания ископаемого топлива, а вот в электроэнергетической системе США порядка двух пятых всей энергии получают без выбросов углекислого газа.