Недостаточная точность распознавания лиц у темнокожих людей может спровоцировать аварии с участием беспилотных автомобилей.

Некоторые системы распознавания лиц демонстрируют сложности в идентификации людей с более темным тоном кожи. Аналогичная проблема возникла и у систем искусственного интеллекта, предназначенных для улучшения ориентации беспилотных автомобилей в дорожных условиях.

Данное обстоятельство способно создать опасность для жизни и безопасности людей с более темной кожей, что является тревожным сигналом о том, как искусственный интеллект может непреднамеренно воспроизводить предрассудки из мира людей.

В новой статье, которая доступна на сайте arXiv.org, сотрудники Технологического института Джорджии (США) провели исследование восьми моделей искусственного интеллекта, применяемых в современных системах обнаружения объектов. Каждая из этих моделей была обучена на общепринятом наборе данных. Такие системы позволяют автономным транспортным средствам идентифицировать дорожные знаки, пешеходов и другие объекты. В ходе тестирования специалисты использовали изображения пешеходов, которые были разделены на две группы в зависимости от их оценок по шкале Фитцпатрика. Эта шкала представляет собой числовую систему, которая обычно применяется для классификации оттенков кожи человека и включает шесть фототипов (от I, самого светлого, до VI, самого темного).

Анализ показал, что все модели демонстрировали наихудшие результаты при распознавании пешеходов с тремя самыми темными оттенками кожи. В среднем, точность моделей упала на пять процентов при обработке изображений пешеходов с более темным тоном кожи, даже после того, как исследователи принимали во внимание такие факторы, как время суток или наличие объектов, частично скрывающих пешехода.

Система, предназначенная для распознавания дорожных знаков, пешеходов и других объектов, обеспечивает функционирование автономных транспортных средств

Исследования, проведенные командой Georgia Tech, демонстрируют, что при неисполнении необходимых условий, существует вероятность того, что будущее с автономными транспортными средствами может оказаться менее безопасным для людей с более темной кожей. Также алгоритм работает исключительно на основе информации, содержащейся в имеющихся изображениях и фотографиях, и не распознает объекты, отсутствующие в используемой выборке. Ученые констатируют, что в подобных базах встречается больше светлокожих людей, чем темнокожих. На основе своей работы специалисты смогли определить шаги, необходимые для предотвращения подобных сценариев. По словам ученых, нужно включать больше изображений темнокожих пешеходов в наборы данных, на которых тренируется искусственный интеллект, и повышать точность показателей определения этих изображений системами ИИ.

В прошлом году исследователи из MIT и Стэнфордского университета обнаружили некоторые неточности в работе нейросетей. Тогда они выяснили, что системы, обрабатывающие данные с помощью ИИ, часто допускают ошибки при распознавании тех, чей тон кожи несколько темнее: при идентификации женщин тестируемая специалистами программа допускала 20,8% ошибок при определении лиц с IV типом кожи, 34,5% — с V типом, 34,7% — с VI типом. Ошибки же при идентификации мужчин со светлой кожей не превышали 0,8%.