Опыт, мастерство и алгоритмы

Безопасность полетов – комплексное понятие, охватывающее множество аспектов: от проверки воздушного судна перед вылетом до ответственности пилотов за выполняемую работу, от инструктажа бортпроводников пассажиров перед взлётом до работы авиатехников в ангаре. Naked Science совместно с S7 Airlines исследует вопросы, касающиеся подготовки пилотов, необходимости подтверждения летных навыков, обучения бортпроводников и необходимого отдыха экипажа самолета.

Стюардесса авиакомпании S7 Airlines Мария Гоголева ожидает вылета самолёта на перроне.

Что изучают будущие авиаторы.

Безопасность полетов невозможна без опытных пилотов. Подготовка профессиональных летчиков начинается в авиационных вузах или училищах. Сначала изучают теорию: аэродинамику, динамику полета, навигацию и метеорологию. Затем разбирают конструкцию самолетов, двигателей и систем, организацию работы экипажа, авиационную медицину.

Будущие авиаторы изучают руководства по эксплуатации и конструкцию учебного самолета. Учебно-тренировочные полеты начинаются с простого — взлет, посадка, дневной пилотаж. Затем проходят полеты по маршруту, в том числе ночью. На тренировках учатся распределять внимание, работать с оборудованием, вести радиообмен и взаимодействовать друг с другом.

Карен Новицкий, второй пилот авиакомпании S7 Airlines, выполнял рейс из Читы в Москву.

По окончании обучения выпускники сдают экзамен в Росавиации. Перед выдачей свидетельства пилота, а также и позднее, все летчики проходят ВЛЭК — врачебно-летную экспертную комиссию, которая проверяет физическое и психическое здоровье.

Подготовка пилотов в авиакомпании

Получив свидетельство пилота, обучение не прекращается. В авиакомпании каждому летчику необходимо освоить конкретный тип самолета для управления. Все пилоты S7 Airlines обучаются в авиационном учебном центре S7 Training — одном из крупнейших в России и Восточной Европе.

Пилот изучает руководство по летной эксплуатации самолета и стандартные операционные процедуры: в этих обширных документах детально описаны все процедуры управления воздушным судном и действия при отказах систем или в нестандартных ситуациях во время полета.

Полный симулятор полета самолета Airbus A320 / ©Авиакомпания S7

Важно владеть дисциплиной управления ресурсами экипажа, или CRM. Это основы, принципы и правила взаимодействия членов экипажа в кабине. CRM особенно важен на ключевых этапах полета, таких как взлет и посадка, а также в случае нештатных ситуаций.

Максим Татаров — ведущий пилот-инструктор авиакомпании S7 и инструктор по управлению отношениями с клиентами (CRM). «CRM уделяет внимание навыкам, не связанным с управлением самолетом, помогающим пилоту сохранять спокойствие, быстро анализировать обстановку и принимать решения даже в неожиданных ситуациях. В рамках этой дисциплины изучаются типы поведения, управление стрессом, возможности и ограничения человека. Международные стандарты определяют необходимые навыки для каждого пилота, более половины из которых относятся к CRM. ».

Из теории переходят к практике. Начинают с тренировок на авиационных тренажерах – full flight simulator (FFS). Снаружи это капсула на подвижных платформах, позволяющая воссоздать поведение самолета и работу систем как на земле, так и в воздухе. Внутри — точная копия кабины.

Специальная математическая модель позволяет тренажерам имитировать полет с реалистичной визуализацией видов из кабины. Инструктор задает условия полета: аэропорт, время суток, погода, отказ приборов и систем. На тренировках отрабатывают ситуации, маловероятные в реальной жизни. Сценарий можно приостановить для обсуждения важных моментов или повторения упражнения.

Каждый FFS-тренажер моделирует определенный тип воздушного судна. В S7 Training есть тренажеры всех типов самолетов, используемых авиакомпанией: Airbus A320, Boeing B737, Embraer 170. Задача пилотов на тренировочной сессии — научиться распознавать нештатные ситуации, управлять ими и грамотно организовывать работу экипажа. И, конечно, отработать до автоматизма действия при любых обстоятельствах: будь то посадка при сильном боковом ветре или срабатывание сигнализации об отказе одной из систем. За свою летную карьеру пилот может никогда не столкнуться с отказами, которые регулярно отрабатывает на тренажере, но всегда должен быть готов с ними справиться. После тренажерной подготовки выполняются полеты в качестве стажера, а только после сдачи экзаменов начинаются рейсы в роли второго пилота.

В ходе профессионального обучения действующие летчики проходят тренажерные занятия каждые полгода, а проверочные полеты с инструктором — ежегодно. Пилот может в любой момент запросить (либо ему предложат) дополнительный методический полет с инструктором или теоретическую подготовку.

Как проходит обучение бортпроводников

Бортпроводники отвечают за безопасность и комфорт пассажиров в салоне. Для работы в кабинном экипаже не нужен специальный диплом — авиакомпании организуют собственное обучение, длительностью около полугода. Программа обучения, как и у пилотов, зависит от типа самолета и включает две части: аварийно-спасательную подготовку и обслуживание клиентов.

В S7 Training бортпроводники на специальных тренажерах отрабатывают работу с аварийно-спасательным оборудованием и поведение в нештатных ситуациях. Эвакуация пассажиров на земле и воде, пожар на борту, разгерметизация — все это вряд ли случится в жизни, но экипаж оттачивает алгоритмы действий до автоматизма. Бортпроводники учатся оказывать первую помощь и даже принимать роды. После успешной сдачи экзаменов ждет стажировка, а потом — первые самостоятельные рейсы.

Сотрудник авиакомпании S7 Airlines готовится сообщить пассажирам важные сведения.

Раздел обслуживания клиентов направлен на вопросы работы внутри воздушного судна и правилах взаимодействия с пассажирами в различных сценариях. «Грамотная речь, безупречный внешний вид, внутренняя культура – всё это входит в обязанности бортпроводника. На занятиях оттачивают навыки поведения в разных ситуациях: сохранение спокойствия и уверенности, разрешение возможных конфликтов, использование допустимой мимики и жестов для комфортного полёта пассажиров и высокого уровня сервисного обслуживания. ».

Бортпроводники проходят регулярные медицинские осмотры и ежегодное повышение квалификации. В авиакомпании им доступно дополнительное обучение, дающее право выполнять рейсы на различных типах самолётов.

Умное планирование рабочих смен

Работа в небе связана с постоянным перелетом через разные часовые пояса, климатические изменения и повышенными физическими нагрузками. Авиационным специалистам необходимо хорошо отдыхать, чтобы перед следующим рейсом быть готовыми к работе.

Режим труда и отдыха пилотов и бортпроводников установлен на государственном уровне. Максимальная продолжительность работы не должна быть больше 12 часов. Длительность смены зависит от разных факторов, таких как время суток и количество запланированных посадок.

Для планирования работы и отдыха экипажей S7 Airlines Более десяти лет мастер-система используется для учета самолетов и экипажей с расписанием их работы. В ней установлены дополнительные параметры (например, более длительный отдых) помимо минимальных требований закона, что позволяет предотвратить накопление усталости у пилотов и бортпроводников.

Подводя итоги

Требования к обучению пилотов и бортпроводников столь же высоки, как и к организации работы в небе и на земле. Четкие алгоритмы действий гарантируют безопасность полетов благодаря неукоснительному следованию им специалистами авиации.