Uber продала свое подразделение Advanced Technology Group (ATG), занимающееся разработкой беспилотных технологий, конкуренту — компании Aurora, одновременно передав ей средства в размере 400 миллионов долларов. Новым владельцем стали как разработки в сфере автономного вождения, так и значительный объем инвестиций.
Сообщение о сделке опубликовано в официальном блоге Aurora. Взамен Uber получит долю акций высокотехнологичного стартапа и место для своего представителя в совете директоров. Компании пообещали в дальнейшем сотрудничать на поприще беспилотных автомобилей — как легковых, так и грузовых. Что ждет команду ATG под новым руководством, пока не известно: возможно, обойдется без увольнений и реструктуризации. Но исключать подобный вариант не стоит.
Uber стояла у истоков «автопилотного бума». Более пяти лет назад была озвучена стратегия разработки необходимых технологий одними из первых на рынке. По мнению сооснователя компании Трэвиса Каланика ( Travis Kalanick), разработка собственных беспилотных автомобилей стала необходимостью для сохранения конкурентоспособности Uber. Тем не менее, со временем выяснилось, что без них можно было обойтись — бренд продолжает успешно существовать. Однако ускоренная разработка и тестирование технологий автопилотирования, вероятно, стали причиной ряда громких скандалов.
Среди всех произошедших инцидентов наиболее тяжелые последствия имела авария 2018 года, повлекшая за собой гибель человека. Водитель, проводивший испытания, не был внимателен к дороге, а система автоматического управления автомобилем не смогла своевременно распознать пешехода. В результате машина настигла женщину с велосипедом, нарушившую правила дорожного движения. Следствие по делу об аварии затянулось более чем на год, и вокруг нее возникло множество дополнительных фактов. В итоге Национальный совет по безопасности на транспорте США ( NTSB) опубликовал значительное количество работ, содержащих неутешительные выводы.
Среди причин трагического инцидента оказалось сочетание нескольких факторов, включая нарушение правил дорожного движения как пешеходом, так и сотрудником Uber, выполняющим тестовое вождение, а также сама компания Uber. Однако жертву признали не виновной, поскольку остальные участники событий допустили серьёзные ошибки:
- автопилот имел существенные недостатки в части обработки окружающей информации;
- протокол испытаний был небезопасен — водитель отвлекся на сервисный дисплей;
- из-за особенностей оборудования автопилота штатная система предупреждения столкновений Volvo отключилась, хотя должна была сработать.
Завершающие штрихи к изображению добавила обстановка на дороге в районе происшествия: ближайший пешеходный переход располагался на расстоянии более ста метров от места ДТП. Однако к дороге там подходят несколько тротуаров.
Эта история не могла не повлиять на репутацию Advanced Technology Group. И даже корректировка процедур тестирования не решила проблему — после аварии в беспилотниках Uber ездили два оператора, которые могли сообщать обо всех инцидентах анонимно. Окончательным ударом по имиджу компании стал судебный иск от другого «автопилотного» стартапа — Waymo. Согласно материалам дела, Uber пытался украсть фирменную технологию лидара у конкурента.
Иными словами, передача ATG другой компании, которая тоже давно работает в этом поле деятельности, может оказаться мудрым стратегическим решением. Благо у Aurora достаточно и опыта и репутации. Она была основана в 2017 году тремя мэтрами индустрии, работавшими над беспилотниками в других технологических гигантах: Крисом Урмсоном ( Chris Urmson) из Google, Стерлингом Андерсоном (Sterling Anderson) из Tesla и Дрю Бэгнеллом из Uber.
Первоначально бизнес-модель Aurora предполагали строить на основе продажи своих технологий автопроизводителям. Однако за последние годы собственные аналогичные подразделения появились почти у всех игроков на рынке. В 2019 году компания переориентировалась на грузовой транспорт как более перспективный. Теперь же будущее проекта становится более интересным — возможно, у Aurora появится сразу два подразделения для разных видов техники: легковой и грузовой.
Несмотря на годы работы и огромный километраж, пройденный в ходе разработок, автомобили с автопилотом до сих пор не получили широкого распространения. Трудности и задержки, возникающие в подобных проектах, побуждают некоторых участников переоценивать свои стратегии и снижать масштаб планов. В настоящее время многие специалисты по-прежнему настроены позитивно и ожидают, что беспилотные транспортные средства станут распространенными к середине 2020-х годов.