На конференции Tesla AI Day прошлого августа Илон Маск заявил о планах компании начать выпуск человекоподобных роботов. Заявление вызвало критику и скепсис. Naked Science изучает уровень развития технологий создания таких роботов и возможные умения новинки от Tesla, если ее действительно выпустят в скором времени.

Недавно в своём Twitter Илон Маск, руководитель… Tesla и SpaceXОбъявил о сдвиге дат новой конференции. Tesla AI DayК новому сроку, 30 сентября, компания, возможно, представит функционирующий образец робота, имитирующего человека. Optimus.
Первая конференция Tesla AI DayПреимущественно касалась самого популярного товара. Tesla— программное обеспечение для автономного управления транспортными средствами. Кроме того, продемонстрировали суперкомпьютер. DojoСамой сенсационной новостью оказались планам создания робота, похож на человека. Tesla Bot’ом, а потом дали официальное имя — OptimusПопробовать себя в роботостроении – не такая уж необычная идея, как кажется сперва.
«Пожалуй, TeslaКрупнейшая в мире компания по роботостроению считает своими автомобилями фактически полуразумными роботами на колесах. Маск объяснял это во время выступления: «Кажется разумным придать им человекоподобную форму». В компании хорошо справляются с созданием датчиков, аккумуляторов и приводов, поэтому в следующем году, возможно, появится прототип.
Действительно, у TeslaСуществуют знания и технологии, достаточные для разработки всех ключевых компонентов подобных роботов: двигателей, источников питания, датчиков и искусственного интеллекта.
По словам Маска, сначала робота обучат самым простым действиям и применят его на производстве. TeslaС течением времени его совершенствуют, чтобы в итоге освободить людей от необходимости выполнять «опасные, повторяющиеся, скучные задачи». Робот способен переносить на большие расстояния до 20 килограммов и поднимать до 68 килограммов грузов. Безопасность для людей гарантирована: люди смогут его обогнать. OptimusСкорость робота не превысит восемь километров в час. По словам Маска, человека сможет остановить даже слабый противник, но о типе ограничения — программном или физическом — основатель компании не сказал ничего конкретного.
Создавать антропоморфных роботов? В окружающей обстановке всё сделано для человека, его форм и потребностей. Но с точки зрения робототехники человеческая форма обременяет энергией, неустойчива и не всегда эффективна в выполнении задач.
Перед разработчиками робототехники всегда встаёт вопрос: решать задачу выполнения работы с точки зрения действий человека (например, загрузки посудомойки) или исходя из конечной цели (вымытая посуда), перестраивая среду и оптимизируя действия робота. Второе подхода проще и эффективнее — именно так сейчас роботизируют производства. Но человекоподобная форма — сложная и интересная задача, поэтому много компаний уже не одно десятилетие занимаются разработкой своих двуногих роботов.

На сегодняшний день самым совершенным антропоморфным роботом является — Atlas от Boston DynamicsОна, всегда представлявшая свои наработки как научные и конструкторские решения, а не коммерческие проекты, занимается AtlasРоботу уже больше десяти лет, а впечатляющие акробатические трюки не помогают ему избежать частых спотыканий и падений. Человека же это умение даже не ценит! А как Маск рассчитывает достичь такого результата за год?
Сравним заявленные характеристики Tesla Optimus и AtlasС ростом примерно 1,7 метра и весом 56 килограммов Optimus заявлено 40 степеней свободы. AtlasНевысокий (примерно полтора метра), но очень тяжёлый (восемьдесят килограммов), с двадцатью восемью степенями свободы он способен поднимать примерно одиннадцать килограммов. OptimusБудет поднимать в полное шесть раз больше. Когда один пользователь Twitter задал вопрос о сходстве прототипа с опубликованными иллюстрациями и моделями, Маск ответил отрицательно (и это не удивительно, достаточно посмотреть на приведенную сравнительную иллюстрацию ниже).

Теперь посмотрим на характеристики Talos компании Pal RoboticsРобота разрабатывали для работы на заводах, в спасательных операциях и в космосе. При росте 1,75 метра вес составляет 95 килограммов. У робота 32 степени свободы, и каждая «рука» может поднимать до шести килограммов.
Компания выпустила более общественную версию. Hondа. Над роботом AsimoРаботают там с 1986 года. Новая модель существенно отличается от прошлых: высота всего 1,3 метра, вес составляет 53 килограмма. Такой дизайн создан специально для эксплуатации в жилых зданиях. Asimo 57 степеней свободы.
Среди недавних достижений следует выделить . Digit компании Agility RoboticsРобот невысокий (1,55 метра) и весит всего 42,4 килограмма. По предположениям, у него 22 степени свободы, а грузоподъёмность составляет до 18 килограммов. Для ориентации в пространстве робот использует лидар.

На фоне этих разработок заявленный OptimusЕго внешний вид настолько эффектны, что кажется, будто для него главное — произвести впечатление. механический чатбот SophiaЭтот бот, подобно фокуснику, обманывает людей, вызывая ощущение его разума. Telegram-канала TechSparksДиректор по маркетингу сервисов Яндекса назвал проект «артобъектом, перешедшим в разряд PR-акции», добавив, что интеллект Софии в основном сводится к операционному уровню. Создатель Софии Бен Гортзел… (Ben Goertzel)Открыто признаётся, что робот внушает нам фантазии о технологическом будущем и при этом привлекает инвесторов.
Когда рассказываю людям о применении вероятностной логики для упрощения обратных выводов в машине нашей логики, меня не понимают. Но если показываю улыбающееся лицо робота, начинают верить в скорый приход общего искусственного интеллекта.
Илон Маск во время выступления также затронул тему общего искусственного интеллекта. (artificial general intelligence, AGI)Интеллект, отличающийся от узкоспециализированного возможностью обучения, адаптации и решения различных задач, как человек. Маск считает, что Optimus может сыграть большую роль в появлении такой технологии. Удастся ли это? Специалист по нейронным сетям Стефан Чалап. (Stephan Chalup)Глава лаборатории робототехники в Ньюкаслском университете настроены оптимистично: «У есть технологии производства аккумуляторов, а это обычно самая важная проблема. Что ещё важнее, у есть опыт работы с беспилотными автомобилями».
По мнению Чалапа, самой трудной задачей станет ориентация робота в доме или магазине — это сложнее, чем поездка по дороге. Оптимизированные дороги — уже упрощенная среда с полосами, дорожными знаками и точными правилами. В человеческой среде нет никаких четких правил. Это будет именно машина: думаю, могут построить подобие беспилотного автомобиля на двух ногах, который сможет перемещаться в наших условиях. Насчет сроков Чалап куда более критичен: стоит рассчитывать на 2050-е годы.

Илон Маск неоднократно высказывался о масштабных проектах. TeslaВ результате были отменены или преобразованы проекты по следующим направлениям: установка солнечных зарядок, замена аккумуляторов, использование роботов-проводов для подзарядки и др. Hyperloop так и не реализовали.
На прошлогодней конференции Optimus затмил главные на сегодня разработки Tesla: технологии ИИ и проект суперкомпьютера DojoЦель этих специалистов — как можно быстрее продвинуть технологии автономных транспортных средств компании вперёд. Система полного автопилота находится на испытаниях с конца 2020 года, к концу 2022-го число участников тестирования должно составить один миллион бета-тестеров. Чем больше тестеров — тем больше данных, тем совершеннее беспилотная система.
Но для обучения OptimusДля этого понадобится массу информации, которую не получится собрать за такое короткое время. TeslaМожет ли созданный робот, способный передвигаться по сцене, перемещать предметы и выполнять простые задачи, показать что-то более сложное?
В конце января 2022 года Илон Маск заявил, что с मान зрения компании главным продуктом является робот. OptimusПолагаю, этот проект способен в будущем приобрести большую важность, чем автомобили. Если большая часть усилий компании будет направлена на его реализацию, то возможно достичь впечатляющих результатов.
Помимо этого, требования к такому механизму пока будут значительно ниже, чем к системе автономного управления транспортными средствами. Система управления должна выполнять свою задачу качественнее человека, иначе бесполезна, а робот пригодится, даже если сможет выполнять простые действия. Но в настоящий момент главной технологической «изюминкой» следующего… Tesla’s AI DayПродолжает существовать система полного самостоятельного управления.
В мае система прошла самое масштабное обновление. Version 2022.12.3.10База данных пополнилась более чем 250 тысячами новых видеоклипов для обучения алгоритма. Удаление трёх старых нейронных сетей повысило частоту кадров у камер. Tesla. Было заявленоСистема стала более уверенно принимать решения.
Ждем 30 сентября. Возможно, узнаем что-нибудь новое. Dojo.