Виртуальная реальность открывает возможность увидеть мир глазами южно-азиатского примата

Разработанные в Дартмутском колледже (США) очки виртуальной реальности под названием Tarsier Goggles воспроизводят зрение долгопята, демонстрируя, как большие глаза этого животного обеспечивают ему адаптивное преимущество.

Долгопяты – это семейство небольших приматов, обитающих в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Их главной отличительной чертой являются очень большие глаза, размеры которых сопоставимы с объемом мозга. Благодаря этому эти ночные животные обладают повышенной зрительной остротой, что необходимо для охоты и самозащиты. А с помощью нового устройства мы сможем взглянуть на мир этими глазами.

Программа открытого доступа Tarsier Goggles имеет три виртуальные учебные среды — «Матрица», «Лабиринт» и «Борнеевский тропический лес», — которые имитируют, как именно зрение долгопята отличается от человеческого по части остроты зрения, цветов и яркости. Кроме того, приложение позволяет наблюдать особенности цветовосприятия долгопятов, некоторые виды которых имеют форму красно-зеленого дальтонизма.

Руководители проекта сообщают, что в виртуальном лесу пользователи смогут передвигаться, прыгая и хватаясь за деревья. Это пространство, напоминающее лабиринт, представляет собой кромешную тьму для человека, но является вполне различимой средой для долгопята. Результаты исследования и статья с описанием системы опубликованы в журнале Evolution: Education and Outreach.

Филиппинский долгопят / © David Haring

Пара изображений демонстрирует, как люди (слева) и долгопяты (справа) воспринимают окружающий мир при одинаковом освещении сумерок

В ходе своей работы, в рамках исследования, восемнадцатилетний студент Сэмюэль Гочман показал Tarsier Goggles на двух мероприятиях в кампусе в Дартмуте: на собрании антропологического общества и в классе шестиклассников, посетивших Вермонтский институт естествознания в Кечи, штат Висконсин. Он также продемонстрировал технологию учащимся в Академии Кимбалл-Юнион в Меридене (Нью-Мексико), где студенты на уроках естествознания и антропологии посмотрели короткое видео о поисках пищи долгопятами, после чего каждому представилась возможность опробовать технологию виртуальной реальности в течение пяти минут. Затем студенты завершили краткий постопрос с открытыми вопросами, который был частью официальной оценки Гочманом инструмента виртуальной реальности.

Студента Академии Кимбалл-Юнион имени Дюстина Мелтзера находят с использованием очков Tarsier Goggles

«Натаниэль Домини, профессор антропологии из Дартмутского колледжа, отмечает, что в американских школах учащиеся девятого и десятого классов обычно изучают оптику на уроках физики и естественный отбор на уроках биологии, однако эти темы, как правило, преподаются раздельно. По мнению Домини, изучение долгопятов является отличным способом объединить обе темы: для понимания того, почему естественный отбор и природа наделили столь маленького хищника большими глазами, необходимо разобраться в принципах оптики.

Tarsier Goggles был создан в Unity3D со SteamVR для шлема виртуальной реальности HTC VivePro и был написан на C#. Для многих визуальных эффектов использован встроенный стек постобработки Unity, а ресурсы созданы в Maya. Скачать Tarsier Goggles можно на официальной странице, где также доступен исходный код проекта.