Банки и организации, занимающиеся взысканием долгов, не обязаны предоставлять должникам исчерпывающую информацию о себе, а автоматизированные телефонные системы смогут не раскрывать свою искусственную природу.
Согласно последней редакции проекта закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц», коллекторы и работники банков не обязаны указывать свои полные имена во время телефонных переговоров с заемщиками. Об этом сообщает информагентство РБК.
Представитель Министерства юстиции и участники рабочей группы, занимающейся разработкой поправок, подтвердили сведения о предстоящих изменениях в законодательство. Целью данной нормы является обеспечение безопасности сотрудников банков и коллекторских агентств, подвергающихся агрессии со стороны должников.
В процессе телефонных переговоров и личных встреч с заемщиками, сотрудники, занимающиеся взысканием задолженности, обязаны сообщить фамилию, имя и отчество. Из-за этого некоторые агрессивно настроенные должники начинали угрожать коллекторам — например, находя их по предоставленным данным в соцсетях. Новая версия закона даст коллекторам возможность ограничиться только именем и электронным идентификатором, который будет присваивать работодатель.
Многие банки и финансовые организации одобрили данную инициативу. Как отметил председатель комиссии по финансовой безопасности Торгово-промышленной палаты Иван Рыков, работников, осуществляющих телефонные обзвоны, необходимо лучше защищать от проявлений агрессии. Эти специалисты не принимают решений, касающихся конкретных задолженностей, и выполняют лишь вспомогательную функцию, однако вся негативная реакция направлена непосредственно на них.
«По словам вице-президента ВТБ Евгения Новикова, операторам психологически удобнее не использовать свои полные имена. Это позволяет уменьшить субъективность и представлять интересы банка. Евгений Новиков также считает, что цифрового идентификатора вполне достаточно для контроля деятельности сотрудников и рассмотрения обращений.
В соответствии с новой редакцией закона, защита будет распространяться и на роботов-коллекторов. Как и людям, им разрешено будет называть должнику только имя и цифровой идентификатор, что позволит избежать ситуации, когда заемщик не знает, что разговаривает с программой. Это значительное изменение, обусловленное растущей востребованностью телефонных роботов. К примеру, в ВТБ роботы-коллекторы осуществляют свыше 300 тысяч звонков ежемесячно, при этом 95% клиентов не замечают разницы в общении с программой и с живым сотрудником.