Международная группа ученых при помощи машинного обучения пришла к выводу, что портрет, изображенный на картине Рафаэля Санти «Мадонна с розой», скорее всего, был создан не его кистью, а работой другого мастера.
Итальянская картина, предположительно созданная около 1517 года и ныне находящаяся в Музее Прадо в Мадриде, уже продолжительное время привлекает внимание искусствоведов. Даже для человека, не являющегося специалистом, заметно отличие в стиле изображения лиц главных героев на переднем плане: Девы Марии, держащей на руках Христа, и Иоанна Крестителя, представленного в виде младенца, от святого Иосифа, расположенного на заднем плане. В связи с этим многие эксперты считают, что в создании этого шедевра Рафаэлю содействовали его последователи.
По мнению одного из исследователей творчества художника, профессора Мейера цур Капеллена, нижняя часть картины и изображение розы могли быть выполнены одним из учеников мастера. Предположительно, в работу мог быть вовлечен художник Джулио Романо. Другим вероятным кандидатом является Джанфранческо Пенни. В Испании же авторство Рафаэля в отношении всего полотна никогда не подвергалось сомнению.
Для урегулирования разногласий, специалисты из Брэдфордского и Ноттингемского университетов (Великобритания), а также Стэнфордского университета (США) создали алгоритм, позволяющий с 98-процентной достоверностью устанавливать подлинность работ Рафаэля. Проведенное исследование представлено в журнале Heritage Science.
«Благодаря тщательному анализу, мы провели тестирование изображений подлинных работ Рафаэля, чтобы обучить компьютер распознавать его стиль с высокой степенью детализации — от особенностей мазков, цветовой гаммы, нюансов растушевки до общей композиции. Искусственный интеллект способен оценивать детали на гораздо более глубоком уровне, чем человеческий глаз», — сообщил профессор и директор Центра визуальных вычислений и интеллектуальных систем Брэдфордского университета Хассан Угайл.
Для реализации метода был использован распространенный в нейронных сетях трехуровневый подход. В рамках него объекты извлекались из предварительно подготовленного набора данных с помощью обученной модели ResNet50. Для классификации полученных результатов применялся классификатор SVM. После завершения обучения эффективность модели проверялась с помощью ряда тестов.
При комплексном анализе картины не удалось получить однозначных результатов. После этого ученые приступили к изучению отдельных фрагментов. Стало известно, что три фигуры на полотне – Мадонна, Христос и Иоанн Креститель – безусловно принадлежат кисти Рафаэля. Однако, по поводу авторства изображения святого Иосифа, система дала неопределенный результат. Специалисты высказали предположение, что автором этого персонажа «Мадонны с розой» является выдающийся ученик Рафаэля, Джулио Романо.
«Основная часть компьютерных изысканий в сфере искусства, в том числе и наши собственные, направлена на расширение экспертных знаний. Полученные данные не следует интерпретировать как окончательное заключение, а как ступень к более глубокому пониманию авторства произведения», — отметил один из соавторов исследования, Дэвид Сторк, представляющий Стэнфордский университет.