В декабре 2018 года водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, заснул за рулем Tesla, на которой был активирован автопилот, в результате чего его преследовала полиция в течение семи минут. Для предотвращения подобных ситуаций планируется разработать процедуру, предусматривающую возможность передачи управления автомобилем сотрудникам полиции при необходимости.
С развитием технологии автономных беспилотных автомобилей перед человечеством возникают не только технические, но и морально-этические вопросы. Кто будет нести ответственность, если причиной аварии станет автопилот произошло ДТП? Требуется ли людям лицензия на управление беспилотным автомобилем? Какие приоритеты должен устанавливать автопилот при выборе между нанесением травм животным и предотвращением аварии для водителя? Недавно к этому перечню добавился еще один, не менее важный вопрос: каким образом автопилот должен взаимодействовать с правоохранительными органами? Ответ на него может быть весьма существенным: управление вашим автомобилем может полностью перейти к полицейским.
В качестве иллюстрации можно рассмотреть произошедший инцидент, произошедший в декабре 2018 года, когда пьяный водитель уснул за рулем Tesla с включенным автопилотом. Полиция преследовала транспортное средство по автостраде семь минут, прежде чем правоохранители смогли «заставить» Tesla остановиться. Система оказалась достаточно умна, чтобы обеспечить безопасное вождение даже с недееспособным водителем, но еще недостаточно продвинута, чтобы подчиниться полицейским сиренам и остановиться.
Производители беспилотных машин и правоохранительные органы должны найти решение этой проблемы, и для этого необходимо предусмотреть возможность остановки автопилота при обнаружении мигающих полицейских фар. Кстати, этот протокол уже принят компанией по производству беспилотных автомобилей Waymo. Кроме того, пресс-секретарь Waymo Алексис Джорджсон (Alexis Georgeson) утверждает, что их машины способны различать гражданских лиц и полицейских, стоящих на проезжей части, и могут следить за сигналами рук.
Согласно дисклеймеру Tesla, водители должны оставаться начеку даже при включенном автопилоте и быть готовыми взять на себя управление, к примеру, при приближении полиции. Если машина не чувствует рук на руле, она обязана замедлиться до полной остановки и включить сигнальные огни. Спустя два дня после того случая генеральный директор Tesla Илон Маск написал в твиттере, что «изучает инцидент».
Однако передача автомобиля, предположительно принадлежащего гражданину, под контроль правоохранительных органов может рассматриваться как нарушение прав. Но даже если это окажется законным, многим автолюбителям это явно не понравится, что полиция сможет отдавать распоряжения их автомобилю, особенно если он запрограммирован на исполнение полицейских указаний, а не водителя, не совершившего никаких противоправных действий. Кроме того, некоторые критики высказывают опасения по поводу способности полиции контролировать автопилот могут использовать хакеры.
Несмотря на то, что говорить о реализации этих инициатив преждевременно, учитывая возможность появления полностью автономных транспортных средств на дорогах уже в следующем году, необходимо учитывать, что решить этот сложный морально-правовой вопрос, все меньше.