Для удобства, скорости и прежде всего безопасности полетов требуется огромная работа: постоянные неукоснительные осмотры самолетов, регулярное техническое обслуживание, соблюдение всех стандартов и внедрение новых технологических решений. Naked Science вместе с S7 Airlines разгадали, как о самолетах заботятся на земле.

Как самолет готовят к полету
Между рейсами на обслуживание самолета уходит от 45 минут до часа. В подготовке к вылету участвует около 40 человек: пилоты и техники осматривают его техническое состояние, наземные службы заправляют топливом и водой, загружают питание и багаж, бортпроводники проверяют аварийно-спасательное оборудование.
В профессиональном мире это называется Transit check, то есть межполетный осмотр. В ходе такой проверки техники осматривают самолет на предмет повреждений: крыло, фюзеляж, двигатели, стойки шасси, шины и т. д. Также проверяют отсутствие течи масла или топлива, целостность фар и остекления. Все виды проверок зафиксированы в специальном чек-листе, которому все службы следуют строго с рейса на рейс.

Любая неполадка — повод вызвать специалиста-техника. Небольшие дефекты обычно устраняются на стоянке аэропорта, и вылет совершается вовремя или с небольшим опозданием. При более сложных ремонтах авиакомпания заменяет самолет резервным бортом. В исключительных случаях техническая служба аэропорта не может решить проблему, тогда авиакомпания отправляет своего инженера в командировку.
Возможен ли полет с неисправностями? Нет. Исключение составляют дефекты, не влияющие на безопасность работы систем самолета. Примером служит поломка ремня безопасности в кресле: пассажир должен быть пересажен, но это не отменяет полет.
Как происходит техобслуживание самолетов
Техническое обслуживание самолетов выходит за рамки предполетной подготовки и включает более серьезные работы, выполняемые в специализированных технических центрах. Например, ремонт и техобслуживание самолетов S7 Airlines осуществляют специалисты S7 Technics, крупнейшего российского и СНГ провайдера обслуживания воздушных судов. В S7 Technics трудятся более двух тысяч квалифицированных сотрудников на производственных мощностях общей площадью более 50 тысяч квадратных метров — это собственные базы холдинга в Москве, Новосибирске и Минеральных Водах.

Проводится Daily check раз в 48-72 часа, Weekly check – раз в неделю. Некоторые проверки обозначаются буквами или цифрами в зависимости от интервала между осмотрами – летными часами, календарными сроками, количеством посадок и так далее. A-Check или 750 FH (FH — Flight Hours), B-Check — формы линейного обслуживания. Их называют «легкими», так как могут производиться даже вне ангара. C-Check (раз в полтора-два года), D-Check (12Y-Check, раз в 12 лет) – более редкие формы периодического обслуживания. Их называют «тяжелыми» за объем проверок: самолет подвергается тщательному обследованию – открываются все створки и люки, снимаются панели доступа, используются приборы для неразрушающих методов контроля. Если A-чек включает 100 проверок систем, то C-чек — это уже 1000 манипуляций.
Строгие требования к поддержанию летной годности и техническому обслуживанию самолетов сохранились на привычно высоком уровне при смене страны регистрации. Основа – международные стандарты и практический опыт специалистов S7 Technics, работающих с лайнерами зарубежного производства уже много лет. Поэтому процессы обслуживания продолжаются — в компании есть накопленные компетенции и необходимая сертификация.
Сертификация авиационной техники
Безопасность полетов гарантируется строгим регламентированием, контролем и документальным подтверждением всех операций, связанных с авиаперевозами. Это выполняется федеральными авиационными правилами (ФАП), лицензиями и сертификатами. Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация несет ответственность за безопасность полетов на государственном уровне. Только оно может выдать авиакомпаниям «сертификат типа» и «сертификат летной годности», которые получают и регулярно продлеваются для каждого самолета в парке.

Техническим и наземным службам выдаются собственные сертификаты согласно законодательству страны регистрации обслуживаемых самолетов. Например, специалисты S7 Technics имеют разрешение на обслуживание девяти типов воздушных судов: Airbus A320ceo, Airbus A320neo, Boeing 737 CL, Boeing 737 NG, Boeing 737 MAX, Boeing 757, Boeing 767, SSJ-100, Embraer 170.
Искомые решения — топливо и карты.
Последние события привели к тому, что российские авиакомпании активизировали разработку отечественных программных решений. Например, создаются программы для снижения расходов на топливо и улучшения аэронавигации. S7Авиакомпания быстро и эффективно перешла на систему «Аэролоция» и skyBAG Pro в области авианавигации.
Расчет расхода топлива — сложная задача, зависящая от множества факторов: времени года, направления и протяженности полета. Даже при совпадении маршрута с прошлым днем расчеты не подлежат простому копированию. Изменяется погода, число пассажиров, вес груза и др. Необходимо соблюдать предельную массу самолета, которая зависит от его типа, погодных условий и предстоящего пути. В расчетах учитывается запас топлива для возможного изменения маршрута или при необходимости уйти на запасной аэродром. Командир экипажа принимает окончательное решение о траектории, основываясь на погодных условиях.

Расчет топлива происходит дважды: предварительный перед регистрацией пассажиров, итоговый — после взвешивания багажа. Летом средний вес одного пассажира считается 75 кг, зимой — больше — 80 кг. Если залить на пару тонн меньше топлива, вы долетите до пункта назначения чуть быстрее. При превышении массы придется отправить какой-то груз следующим рейсом.
Подводя итоги
Для авиационной безопасности сегодня важно высокое профессиональное мастерство всех сотрудников. Опыт, профессионализм и алгоритмыНадежная и бесперебойная техника благодаря постоянным проверкам и быстрому устранению неполадок.