Искусственный интеллект освоил шутки

Японские исследователи создали для андроида Эрики систему искусственного интеллекта, благодаря которой она способна естественно реагировать на смех человека. Теперь Эрика может не только распознавать смех, но и выбирать, стоит ли ей отвечать на него и какой тип реакции будет наиболее уместным.

Японские исследователи из Киотского университета создали систему искусственного интеллекта, благодаря которой андроид Эрика способна адекватно реагировать на смех во время общения. Разработчики не ставили целью научить робота распознавать смех или отвечать на него шуткой, а сосредоточились на том, чтобы наделить искусственный интеллект чувством юмора, свойственным людям. Результаты их работы опубликованы в журнале Frontiers in Robotics and AI.

Исследователи считают эмпатию ключевой функцией разговорного искусственного интеллекта (ИИ). Авторы предполагают, что одним из способов проявления сопереживания может быть совместный смех, и роботы, обладающие чувством юмора, способны повысить качество общения с человеком. Эрика – андроид, разработанный японскими учеными, который выглядит как девушка с реалистичной мимикой и силиконовым покрытием. Она способна поддерживать диалог, распознавать эмоции собеседника и адекватно на них реагировать.

В предложенной авторами модели взаимодействия, в которой присутствует совместный смех, сначала смеется человек, а затем ему отвечает ИИ. Для реализации данного подхода потребовалось создание трех отдельных подсистем: одна отвечала за обнаружение смеха, вторая определяла необходимость ответа смехом, а третья подбирала наиболее подходящий вариант. Исследователи зафиксировали более 80 диалогов, возникших во время быстрых свиданий студентов Киотского университета с Эрикой, которой дистанционно руководили несколько актрис. Таким образом, это были беседы между двумя живыми людьми.

Определить, какие эпизоды можно считать настоящим совместным смехом, оказалось самой сложной задачей. Исследователям потребовалось внимательно отбирать и классифицировать смех для дальнейшего изучения, поскольку не всякий смех требовал от Эрики ответа. Важно было учитывать и тип смеха, так как в некоторых ситуациях вежливое хихиканье могло быть предпочтительнее, чем громкий хохот.

Автоматизированные авторы на базе искусственного интеллекта были протестированы с использованием четырех коротких диалогов, длительностью два-три минуты, в которых участвовали человек и Эрика. В первом сценарии она отвечала исключительно вежливым смехом, вторые и третьи – весело смеялась, а в последнем использовала оба типа реакции. Исследователи дополнительно разработали еще два комплекта подобных диалогов: в одном Эрика не демонстрировала смеха, а в другом реагировала смехом при каждом высказывании собеседника, независимо от содержания.

В ходе исследования 130 участников прослушали все диалоги в трех сценариях и вынесли оценки, касающиеся эмпатичности и человечности Эрики, а также уместности и естественности ее ответов. Наиболее эффективной оказалась система, основанная на совместном смехе. Это позволяет роботу одновременно обрабатывать человеческий смех и подбирать подходящий ответ, что в перспективе сделает общение с роботами более плавным и приятным для пользователей.