Андроид освоил чувство юмора

Ученые из Японии создали для андроида Эрики систему искусственного интеллекта, которая позволяет ей естественно реагировать на смех партнера по разговору. Теперь Эрика способна распознать смех человека и решить, стоит ли ей отвечать смехом и какой тип смеха использовать.

Андроид Эрика, автор — Euclio Drusus.

Учёные из Киотского университета создали систему ИИ для робота-андроида Эрики, которая позволяет ему уместно реагировать на смех собеседника. Цель учёных заключалась не в том, чтобы научить Эрику распознавать смех или отвечать шутками, а в том, чтобы присвоить искусственному интеллекту человеческое чувство юмора. Результаты их работы… опубликованы в журнале Frontiers in Robotics and AI.

Исследователи считают эмпатию одной из самых важных функций разговорного искусственного интеллекта. Авторы исследования полагают, что совместный смех может стать механизмом сопереживания, а роботы с чувством юмора улучшат качество разговоров с человеком. Эрика — андроид, созданный японскими учеными.

В модели совместного смеха сначала смеется человек, а затем в ответ ему отвечает ИИ. Для реализации такой модели авторам потребовалось создать три подсистемы: обнаруживающую смех, принимающую решение о необходимости отвечать смехом и выбирающую тип смеха. Ученые зафиксировали более 80 диалогов во время быстрых свиданий студентов Киотского университета с Эрикой, которую дистанционно управляли несколько актрис.

Главной сложностью было установить реальные случаи совместного смеха. Ученым нужно было тщательно классифицировать типы смеха для анализа, так как реакция Эрике не требовалась ко всякому смеху. Важно было также учитывать тип смеха: в некоторых ситуациях вежливое хихиканье могло быть более уместным, чем громкий хохот.

Разработчики обученного ИИ провели тестирование Эрики в четырех коротких диалогах с человеком, длительностью от двух до трех минут. В первом сценарии она ответила вежливым смехом, во втором и третьем — веселым расхохотанием, а в последнем — обоими типами смеха. Ученые также создали два дополнительных набора таких же диалогов: в одном Эрика совсем не смеялась, а в другом — всегда смеялась при каждом смехе собеседника, независимо от контекста.

130 человек оценили эмпатию и человечность Эрики в трех сценариях диалога, а также естественность и уместность ее реакции. Система совместного смеха показала наилучшие результаты.