Водители большегрузов чаще совершают рискованные маневры на дороге.

Израильские исследователи изучили информацию о штрафах за нарушение скоростного режима, зафиксированных в стране, и установили, что габариты транспортного средства коррелируют с предрасположенностью водителей к превышению скорости.

Авторы научной работы, опубликованной в журнале Marketing Letters, — специалисты в области бизнеса и управления из Университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве (Израиль) отметили заметную тенденцию к росту числа крупных и тяжеловесных транспортных средств, таких как внедорожники и пикапы. По мнению экспертов, эти автомобили обеспечивают большую безопасность водителей и пассажиров при столкновениях. Вместе с тем, подобные машины создают повышенную опасность для пешеходов и других участников дорожного движения.

Специалисты провели исследование, чтобы выяснить, может ли чувство защищенности, которое испытывают водители больших автомобилей, провоцировать их на более опасное вождение и создавать угрозу для других участников дорожного движения.

Для достижения этой цели исследователи использовали базу данных Министерства транспорта и безопасности дорожного движения Израиля. Записи о пассажирском транспорте, действовавшем в стране в 2018 году, были сопоставлены с данными израильской полиции о штрафах за превышение скорости, выписанных в течение того же периода в 12 месяцев.

В ходе исследования было проанализировано более 2,1 миллиона легковых автомобилей. В анализ вошли подробные технические характеристики каждого автомобиля, а также информация о количестве штрафов, полученных их владельцами за превышение быструю езду.

Авторы исследования использовали двухэтапную регрессию методом наименьших квадратов для анализа взаимосвязи между массой автомобилей и поведением водителей. Такая модель была применена с целью устранения возможного искажения, связанного с тем, что люди, склонные к риску, чаще предпочитают автомобили большего размера, что подтверждается результатами других исследований.

Анализ показал значительную положительную взаимосвязь между массой транспортного средства и частотой получения водителем штрафов за превышение скорости. Результаты продемонстрировали, что ожидаемое количество штрафов увеличивается на 0,024 при каждом проценте увеличения массы автомобиля. Это подтверждает гипотезу о том, что водители более крупных автомобилей чаще нарушают скоростной режим.

В ходе дальнейшего анализа были изучены и другие нарушения правил дорожного движения, включая разговор по телефону за рулем, езду без ремня безопасности и игнорирование сигналов светофора. Результаты исследования также указывают на то, что водители крупногабаритных транспортных средств чаще проявляют невнимательность и совершают указанные нарушения.

В заключение исследователи рекомендовали ответственным органам принимать во внимание возможную предрасположенность к рискованному поведению за рулем тяжелых автомобилей и предупреждать о ней потребителей. По мнению ученых, к распространению рекомендаций по безопасному вождению таких машин нужно привлекать и тех, кто их продает.