Новые модернизированные Ка-52М и Ми-28НМ смогут изменить способ применения ударных вертолетов: обновленные машины поражают танки и другую бронетехнику на больших расстояниях. «Naked Science» попытался разобраться, кто из этих вертолетов технологичнее.

Хорошая наследственность
Ударные вертолеты всегда были предметом гордости для России: это культ советского ВПК и пиар отдельных машин, например, Ка-50 «Черная акула». Есть еще объективная причина: лишь немногие страны могут производить собственные ударные вертолеты. Примечательно, что у России есть несколько платформ для их создания: помимо устаревшего Ми-24, концепция которого не вполне удачна (вертолет задумывался как «летающая БМП», но десантный отдел оказался почти не нужен), имеются Ка-52 и Ми-28.
Россия не забыла о вертолете Ми-24. Появился новый вариант – Ми-35ПМ с несущим и Х-образным рулевым винтами из композитных материалов. Различные модификации Ми-24 летают во множестве стран, поэтому Россия, вероятно, продолжит совершенствовать эту легендарную машину.

Выпущенный в 1982 году Ми-28 стал своего рода «советским Apache», проектирование которого началось в 1975-м. Обе машины имеют несущий и рулевой винты, трехточечное шасси и тандемное расположение экипажа. Как и AH-64 Apache, Ми-28 является развитием американского Bell AH-1 Cobra времен Войны во Вьетнаме, первого в мире серийного боевого вертолета.

За период с начала выпуска и по настоящее время изготовлено немного более 120 вертолетов Ми-28. Причиной разницы служит появление модернизированной версии, способной действовать ночью — Ми-28Н. Новая версия появилась во второй половине 90-х годов, но из-за финансовых трудностей была принята на вооружение только в 2013 году.
История с Ка-52 частично повторяет, а частично разнится с Apache. Вертолет целесообразнее считать не аналогом, а результатом устранения недостатков «Черной акулы». Одноместный аппарат при всех достоинствах ставил пилота в почти экстремальные условия, когда ему приходилось выполнять функции пилота и оператора вооружений одновременно. Основное оружие вертолета – противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» – имеет лазерное наведение. Следовательно, до момента поражения цели летчик обязан направлять луч лазера непосредственно на нее, что ограничивает его маневренность и повышает психологическую нагрузку.

Для вертолета Ка-52, оснащенного «Вихрями», эта проблема актуальна и сейчас. Два члена экипажа увеличивают шансы на успешное выполнение задачи и безопасный обратный путь.
Ранее сообщалось о закупке ракет «Вихрь» для вертолётов Ка-52. Применение «Вихря-1» с борта этих машин стало известно в октябре 2020 года в Краснодарском крае. По данным официального печатного органа правительства России, израсходовали 30 ракет.
Для Ка-52 выбрана схема размещения экипажа боком, как на Су-24 или самолётах стратегической авиации, в отличие от Ми-28. Такое решение может дать пилотам больше возможностей для взаимодействия в бою, но обзор командира и оператора вооружения ограничен.
Старые проблемы и новые вертолеты
После запуска в эксплуатацию и Ми-28, и Ка-52 столкнулись с сходными трудностями, несмотря на разную компоновку. Несмотря на похвалы в официальных СМИ, вертолеты страдали от детских болезней, недоработок систем, отсутствия современных вооружений и прочего.
Заявление бывшего главкома Воздушно-космических сил России Виктора Бондарева, сделанное несколько лет назад после применения российских вертолетов в Сирии, стало самым показательным примером этой проблемы. Бондарев говорил о строевых Ми-28Н: «Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего не слышит». По его словам, очки ночного видения летчики называют «смерть пилотам». «Когда безоблачно – все прекрасно, как только дымочка какая-то, то летчик потом три дня ходит с красными глазами», – отметил Бондарев.
Среди любителей авиации Ка-52 пользуется большей популярностью, но подобные трудности не обошли и этот вертолет. В 2018 году в издании Defence Blog появилась информация о том, что поставленные Египту машины имеют технические проблемы. Трудности касались двигателей ВК-2500, которые якобы при высокой температуре воздуха сильно теряют тягу на разных режимах работы. Проблемы имелись и с бортовой электроникой, которая мешала навигации вертолета.
Проблемы не являются непреодолимыми: подобные трудности встречались и Apache, и Eurocopter Tiger, а также любым достаточно современным авиационному комплексу. Теоретически устранить сложности можно без кардинальной переделки машины. В России же предпочли иной путь – глубокую модернизацию вертолетов Ми-28НМ и Ка-52М, которые будут существенно отличаться от базовых советских версий и более новых модификаций, принятых на вооружение в 2000-х годах.
Ми-28НМ: потенциально лучший
Первый полет глубоко модернизированного Ми-28 состоялся 29 июля 2016 года, а летом 2019 года СМИ сообщили о первом полете установочной партии Ми-28НМ, построенного для российского Министерства обороны на АО «Роствертол». В декабре прошлого года стало известно, что Вооруженным силам передали первые ударные Ми-28НМ: контракт от 2019 года предполагает поставку ВКС 96 таких вертолетов.

Новую машину от старой легко отличить: у Ми-28НМ округленная носовая часть вместо заостренной на Ми-28А, Ми-28Н, Ми-28УБ (учебно-боевая версия Ми-28Н с дублированным управлением). Вертолет лишили носовой антенны устаревшего радиокомандного управления противотанковыми ракетами «Атака», которая раньше размещалась в носовой части фюзеляжа и имела крупный обтекатель.
Основные улучшения Ми-28НМ:
- В состав вооружения входит штатная установка радиолокационной станции типа Н025 с надвтулочным расположением.
- Применение двух двигателей ВК-2500П вместо ВК-2500;
- Повышение осведомленности членов экипажа;
- Применение новых средств поражения в авиации.
Главное отличие нового мотора – использование электронной системы FADEC для управления, которая облегчает обслуживание, улучшает безопасность полётов и характеристики самолёта. Мощность двигателя на максимальном режиме возросла с 2700 до 2800 лошадиных сил.
Сколько весит Ми-28Н/НМ? Вес этого вертолета велик: при нормальной взлетной массе в 10 900 килограммов он считается одним из самых тяжелых ударных вертолетов мира. Например, у AH-64D Longbow при мощности двух двигателей по 1890 лошадиных сил нормальная взлетная масса составляет 7500 килограммов. Несмотря на то что Ми-28НМ не самый маневренный винтокрылый аппарат, его боевая нагрузка в 2300 килограммов на четырех внешних узлах подвески перекрывает показатели Apache.
Более важной особенностью Ми-28НМ, о которой говорилось ранее, является надвтулочная радиолокационная станция. Российские строевые вертолеты Ми-28 лишены такой РЛС, в то время как американский AH-64D Apache Longbow давно получил радиолокационную станцию миллиметрового диапазона AN/APG-78 Longbow, размещённую в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Аналогично сделано на новой версии Ми-28. РЛС позволяет Apache Longbow быть более эффективным в бою и применять ракету AGM-114L Longbow Hellfire с активной радиолокационной головкой самонаведения по принципу «выстрелил и забыл».

В качестве основного вооружения Ми-28Н применяет устаревшие ракеты типа «Атака» с дальностью шесть-восемь километров, что меньше, чем у американского Hellfire (около десяти) и советского «Вихря», которым вертолет оснащен не может.
Ми-28НМ может получить паритет с западными вертолётами или даже превосходство благодаря ракете «изделие-305». Эта ракета предназначена для круглосуточного поражения бронетехники и железобетонных укреплений на расстоянии более 25 километров. В 2019 году источник ТАСС сообщил, что Россия проводит испытания «изделия-305» с борта Ми-28НМ в Сирии.
Точные характеристики ракеты неизвестны. Согласно открытым источникам, ее дальность может составлять до 100 километров при углах пикирования более 60-70 градусов, что значительно затрудняет перехват. Ракета должна быть оснащена многодиапазонными головками самонаведения и биспектральными инфракрасными датчиками. Часть пути «изделие-305» пролегает под управлением инерциальной системы навигации, а при приближении к цели включается головка самонаведения.
Она будет эффективно действовать днем и ночью, в любых погодных условиях и реализовывать принцип «выстрелил – забыл». Экипаж будет получать видеосигнал с ракеты по защищенной информационно-командной радиолинии. Таким образом, ракета для Ми-28НМ сможет превзойти не только отечественные, но и все западные аналоги – как существующие, так и будущие.
Здесь требуется уточнение. В некоторых источниках «изделие-305» называют «крылатой ракетой». Обычно крылатыми называют ракеты, траектория полета которых определяется аэродинамической подъемной силой крыльев, тягой двигателя и силой тяжести. Такие изделия могут быть оснащены мощными боевыми частями и обладать большим радиусом действия (что хорошо объясняет озвученную ранее дальность «изделия-305»). В то же время, крылатые ракеты, являясь «мини-самолётами», зачастую дороги и имеют большую массу и габариты. Впрочем, на Западе есть относительно небольшие и дешевые КР, например, новейшая SPEAR-3 для истребителей. Это скорее исключение, да и опыта создания универсальных мини-боеприпасов большой дальности у России, откровенно говоря, немного.
«Изделие-305» скорее всего обладает большей массой и размерами по сравнению с обычными ПТУР для самолетов. Вероятно, вес ракеты достигает 200 килограммов: напомним, что «Атака» весит около 40 килограммов, а «Вихрь» — 45. Следовательно, вертолет Ми-28НМ сможет нести до четырех «изделий-305», по одной на каждом держателе, вместо шестнадцати ракет типа «Атака». Из-за увеличенных габаритов боеприпасов разместить больше просто невозможно.

Такое вооружение позволит ему приблизиться по дальности поражения целей к истребителям-бомбардировщикам, значительно превзойдя в этом штурмовик Су-25СМ первых серий. Однако как противотанковое оружие ракета кажется избыточной и дорогой, а уменьшение количества ракет явно не выгодно ударному вертолету, для которого борьба с множеством небольших целей – одна из главных задач. Вопрос вооружения российских ударных вертолетов остается открытым, и неизвестно, сможет ли «изделие-305» в этом что-то принципиально изменить.
Ка-52М: «Аллигатор» рвется в бой
Сегодня Россия произвела около 170 вертолетов Ка-52, которые являются и будут одними из основных вертолетов отечественных ВКС. Перечисленные проблемы побудили создать улучшенную версию машины – Ка-52М. Первый полет она совершила 10 августа 2020 года. В мае 2019 года заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил о планах заключить контракт на закупку 114 модернизированных Ка-52М.

Основные улучшения Ка-52М:
- Повышена дальность обнаружения и опознания целей за счёт усовершенствованной оптико-электронной системы ОЭС-52.
- Радиолокационный комплекс нового поколения, оснащенный активной фазированной антенной решеткой.
- Новый интерьер кабины;
- Применение ракеты «изделие-305» возможно.

Вертолёт Ка-52М благодаря усиленному нагревателю лопастей несущего винта способен функционировать в арктическом климате. Шасси оснащено колёсами с увеличенной грузоподъёмностью и стойкостью к износу.
Основное новшество – применение радиолокационного комплекса «Арбалет» миллиметрового диапазона переднего обзора. Антенна и часть модулей размещены в радиопрозрачном носовом обтекателе. Система выявляет препятствия (при полете на малой высоте) и способна определять цели.
По имеющимся сведениям, вертолет Ка-52 может быть оснащен радиолокационной станцией В006 «Резец» с активной фазированной антенной решеткой из 640 приемопередающих модулей. По утверждению Александра Михайлова, директора Бюро военно-политического анализа, это позволит обнаруживать танки на расстоянии 45 километров, корабли типа эсминец – на 150 километров, а истребители – на 50 километров.
В 2020 году Александр Михайлов в комментарии «Известиям» сообщил, что модернизированный «Аллигатор» получит новую броню и топливные баки, новый радар, ракеты и другие обновления для увеличения возможностей вертолета по защите экипажа, обнаружению целей, поражению техники и личного состава противника. По сути, речь идет о модернизации Ка-52, находящегося на вооружении ВКС России. Модернизация производится с учетом опыта применения «Аллигатора» в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике. Испытания Ка-52М могут завершиться в первой половине 2020-х годов, после чего машину могут начать поставлять в войска.
Определить лучший вертолет — Ми-28НМ или Ка-52М — невозможно однозначно.
Ми-28НМ более предпочтительна при размещении экипажа и схеме расположения винтов, которая сегодня является привычной и проверенной по всему миру. Нельзя забывать об опыте, пусть и небольшом, боевого применения вертолета в Сирии. Ка-52М обладает мощной радиолокационной станцией с АФАР и возможностью применять сверхзвуковые ракеты «Вихрь», которые, как мы уже отмечали, нельзя считать полностью современными.
По техническим характеристикам машины схожи, используют один тип стрелкового пушечного вооружения – 30-миллиметровую пушку 2А42. Ка-52М еще предстоит пройти путь, пройденный Ми-28НМ, и доказать свою эффективность в боевых действиях: разницы в сроках начала летных испытаний составляет четыре года.
Смело назовем Ми-28НМ самым лучшим российским ударным вертолетом в настоящее время. О возможности его превосходства над последней версией «Апача» – AH-64E, можно будет судить только после официальной презентации новой ракеты «изделия-305» или её аналога.
В России разрабатывают принципиально новый вертолет ударного назначения с повышенной скоростью, который превосходит модернизированный Ка-52 и усовершенствованный Ми-28 во всех параметрах. Это может привести к завершению противостояния «Ночного охотника» и «Аллигатора» без определения победителя и проигравшего.