Несмотря на свой возраст, самолеты Ту-141 продолжают выполнять полеты. Однако, похоже, что умение правильно настраивать переключатели утрачено у современных операторов.
В Загребе, столице Хорватии, в ночь на 11 марта, упал некий объект, который сперва назвали неопознанным летательным аппаратом. Пресс-служба МВД этой страны заявила, что во время инцидента был слышен взрыв. Получили повреждения несколько стоявших поблизости автомобилей, по счастливой случайности пострадавших нет.
Анализ воронки выявил обломки необычных размеров и формы, на которых был заметен красный знак в виде звезды, а также фрагменты двух парашютов. Позднее было установлено, что речь, скорее всего, идет об останках Ту-141 «Стриж» — турбореактивного беспилотника, производство которого было прекращено в СССР в 1989 году. Таким образом, возраст аппарата составляет как минимум тридцать лет, а возможно, и больше. Это весьма впечатляющий факт, поскольку боевые летательные аппараты обычно не служат так долго без регулярного ремонта и обновления.
Ту-141 – это околозвуковой беспилотный летательный аппарат, способный развивать крейсерскую скорость около тысячи километров в час и преодолевать расстояние до тысячи километров. Учитывая расстояние до Загреба, его запуск был возможен только с территории Западной Украины, так как от Киева не хватило бы дальности для достижения столицы Хорватии. Беспилотник не предназначен для нанесения ударов, а для ведения разведки с использованием фотокамер. Помимо видимого спектра, он может осуществлять наблюдение и в инфракрасном диапазоне. Однако этот аспект требует дополнительных уточнений: реализация инфракрасных возможностей представляет собой сложную задачу, и неизвестно, сохранились ли эти функции у аппаратов, изготовленных в советское время.
По мнению редактора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, вероятной причиной несанкционированного вторжения украинского беспилотника в воздушное пространство страны НАТО могла стать ошибка оператора. Он пояснил, что в отличие от современных дронов, параметры полета Ту-141 задаются путем переключения нескольких десятков переключателей. «Неправильная настройка всего лишь одного переключателя может привести к тому, что «Стриж» отклонится от заданного маршрута и не вернется на базу. Данный беспилотник не оснащен системой коррекции полета с использованием GPS и других навигационных средств», – добавил Леонков.
Вероятнее всего, этот аппарат был запущен 321-й отдельной эскадрильей беспилотных самолетов-разведчиков, дислоцирующейся в поселке Рауховка Березовского района Одесской области. Ранее не было известно о других подразделениях Вооруженных сил Украины, располагающих подобным оборудованием. По имеющимся данным из других стран, аналогичные полеты ранее фиксировались в Румынии (согласно другим сведениям — в Венгрии). В украинском посольстве в Хорватии отказались предоставить комментарии.
Неясно, почему средства противовоздушной обороны упомянутых стран не уничтожили аппарат, поскольку его падение в густонаселенной городской местности могло привести к гибели людей.
Как отмечает журналист сайта The Drive Тайлер Роговэй, это «вызывает серьезные сомнения в смысле готовности стран ПВО НАТО». И действительно: Ту-141 длиной больше 14 метров, а его масса превышает пять тонн. Никаких стелс-черт у него нет, отчего вывести его из строя относительно просто. Восьмого марта аналогичный аппарат сбили над территорией самой Украины.
UPD.: 11 марта в районе Красноперекопска в Крыму потерпел крушение еще один самолет Ту-141, утверждает источник ТАСС в российских силовых ведомствах. Нет упоминания о том, что он был сбит. Иными словами, если это и так, то речь идет о второй потере беспилотника этого типа за одни сутки, причем без воздействия противника.