Yara Eyde станет первым судном, работающим исключительно на этом топливе, что повлечет за собой значительные изменения в конструкции судового двигателя. Из-за высокой токсичности данного топлива, максимально допустимая концентрация в воздухе в 15 раз меньше, чем у солярки, используемой в современных контейнеровозах. Данный смелый шаг был предпринят компанией-производителем в целях защиты окружающей среды.
Как уже подробно писал Naked Science сообщает, что глобальные усилия по декарбонизации терпят неудачу во всех сферах: электроэнергетика, отопление и транспорт продолжают потреблять ископаемое топливо в стабильно растущих объемах. Геофизические факторы указывают на то, что до тех пор, пока переход к низкоуглеродной экономике основывается на использовании ветровой и солнечной энергии, попытки сократить выбросы не принесут желаемого результата.
В западном обществе также сформировался запрос на достижение нулевого углеродного следа, или Net Zero, поскольку без него глобальное потепление в этом столетии может привести к повышению температуры до показателей, характерных для периода 120 тысяч лет назад. В то время Темза и Рейн были местообитанием бегемотов, пустыни представляли собой саванны, а леса простирались до Северного Ледовитого океана. Чтобы предотвратить подобный неблагоприятный исход, западные государства готовы к решительным действиям, и норвежская компания Yara приняла решение внести свой вклад.
В целях борьбы с глобальным потеплением компания заявила о создании первого в мире контейнеровоза, функционирующего исключительно на «чистом аммиаке» без использования дизельного топлива. В этом году в КНР создали двухтопливный контейнеровоз Masai Mara. Однако обычный дизель на одном только аммиаке работать не сможет: у того сильно отличаются от солярки температурные условия вспышки. Поэтому Masai Mara двухтопливная, а как второй топливный компонент используется нефтепродукт. Естественно, идеологически такие транспортные средства неприемлемы для западного мира и должны быть замещены. А вот аммиак как топливо, бесспорно, идеологически приемлем: хотя его предельно допустимая концентрация в воздухе в 15 раз ниже, чем у бензина или солярки (ведь он более токсичен), зато он не содержит углерода.
Норвежская компания дала новому судну имя Yara Eyde. Спуск на воду запланирован на 2026 год на норвежских верфях. Контейнеровоз будет использоваться для транспортировки удобрений морским путем из Норвегии в Германию. Информация о технических характеристиках судна пока ограничена – известно лишь, что оно позволит сократить выбросы CO2 оператору на 11 тысяч тонн в год. Согласно пресс-релизу По данным Yara, ежегодно мировой судоходный сектор выбрасывает 706 миллионов тонн углекислого газа.
В видеоролике Yara о проекте сделаны впечатляющие заявления. В частности, утверждается, что судно Yara Eyde станет первым в мире морским судном, не производящим выбросов и работающим на «чистом аммиаке». Под этим термином подразумевается аммиак, полученный с использованием водорода, который выделяется путем электролиза воды, а не с помощью природного газа, как это практикуется в большинстве стран. Норвегия обладает доступом к недорогой электроэнергии благодаря горным гидроэлектростанциям, которая используется, в числе прочего, для производства аммиака таким способом. В странах с более высокой стоимостью электроэнергии настолько затратные методы не применяются: «норвежский» аммиак требует при переработке расходуется 14,38 киловатт-часа на килограмм продукции, однако при сгорании высвобождается лишь 5,17 киловатт-часа.
Существуют вопросы относительно заявленной «безвыбросности» контейнеровоза Yara Eyde. Причина в том, что в теории сжигание аммиака приводит к образованию чистого азота и водяного пара, однако на практике процесс горения приводит к образованию часто оказывается тот или иной окисел азота, а парниковый эффект от них в 300 раз выше, чем от углекислого газа.
Несмотря на это, заинтересованность Yara в использовании чистого аммиака для контейнерных перевозок понятна. Прежде всего, это создает положительный имидж компании в глазах экологических организаций, поскольку такое судно не выбрасывает углекислый газ. Кроме того, Yara является производителем аммиака, поэтому ей выгодно продвигать этот вид топлива на международном рынке. Учитывая, что, как мы ранее указывали, в других странах «чистый аммиак» не является экономически целесообразным, норвежский производитель может занять монопольное положение.
На данном этапе сложно прогнозировать успех проекта. В условиях свободной конкуренции ответ был бы ясен – отрицательный: производство аммиака без использования природного газа всегда обходится дороже 12 центов за киловатт-час выработанной энергии. Это примерно вдвое превышает стоимость дизельного топлива и значительно дороже сжиженного природного газа.
Для реализации таких проектов, по заявлению компании, необходима государственная поддержка. Благодаря ей эксплуатация судна может оказаться столь же рентабельной, как и у обычных.
Переход на зеленый аммиак для крупных судов, транспортирующих плотные грузы, такие как зерновозы и танкеры, представляется маловероятным даже при наличии государственной поддержки. Это связано с тем, что на единицу массы аммиак обеспечивает примерно в три раза меньше энергии, чем сжиженный газ или дизельное топливо. Следовательно, запас топлива для танкера, осуществляющего рейсы на большие расстояния, может значительно увеличиться. Контейнеровозы перевозят грузы с меньшей средней плотностью, и с учетом ограниченной дальности Yara Eyde, трехкратное увеличение расхода топлива по массе, вероятно, не станет существенной проблемой.
Полностью устранить глобальное потепление не удастся, учитывая высокую эффективность окиси азота как парникового газа. Однако для Yara это направление деятельности может принести значительную финансовую выгоду и укрепить имидж компании, что, вероятно, вдохновит другие организации на аналогичные шаги.