В Берлине на выставке показали тяжелый ударный дрона Eurodrone.

По габаритам и весу новый аппарат существенно превосходит Су-25, а ряд конструктивных решений оригинален. Проект резко отличается от российского тяжелого беспилотника С-70 «Охотник», что, вероятно, обусловлено тем, что европейские производители не намерены применять новинку в зоне действия противнических ПВО. В то же время новым боевым дроном планируется осуществлять патрулирование над городскими кварталами Германии.

Самолет изначально разрабатывался с двумя толкающими винтами, однако близость их к хвостовому оперению посчитали рискованной за счет возможного возникновения «голландского шага», наблюдаемого в подобных конструкциях ранее. На выставке представлен макет с двумя тянущими винтами.

На авиасалоне ILA 2022 в Берлине европейский концерн Airbus… представилПроектируемый тяжелый беспилотник Eurodrone представлен с оружием: ракетами Hellfire и управляемыми бомбами Paveway с лазерным наведением. Такое решение необычно, поскольку по внешнему виду Eurodrone не похож на малозаметный летательный аппарат. С учетом больших размеров (размах крыльев — 26 метров, длина — 16 метров, масса — до 11 тонн), от него ожидают уязвимости перед противовоздушной обороной.

Hellfire ракеты современных модификаций обладают радиусом действия не более 11 километров, а бомбы Paveway — с еще меньших дистанций. Для поражения цели Eurodrone требуется подойти ближе, чем для «Тора» (16 километров) или «Панциря-С1» (20 километров). Потолок полета новой машины составляет 13,7 километра, что меньше, чем у «Панциря-С1» (16 километров), но больше, чем у «Тора» (12 километров).

В то же время оба комплекса способны эффективно поражать и «Байрактара», который значительно менее радиолокационно заметен. Неясно, как Eurodrone будет достигать целей в подобной обстановке.

По сроку начала научно-исследовательских работ, показанное на выставке ILA 2022 изделие — макет, пусть и достаточно детально разработанный.

Яркая несовременность возможностей нового беспилотника может быть вызвана датой его за conception. Airbus подписала контракт на создание аппарата 24 февраля текущего года, ещё будучи под влиянием прежних представлений о задачах западных ударных беспилотников. В Афганистане или Ираке уязвимость к серьёзному ПВО не была актуальной, поскольку подобная противовоздушная оборона отсутствовала у населения стран, где вели боевые действия вооружённые силы Запада.

Eurodrone обладает внушительной боевой нагрузкой — 2300 килограммов. Это теоретически позволяет в будущем использовать не только ракеты Hellfire с ограниченной дальностью действия, но и крылатые ракеты типа норвежских NSM с дальностью до 190 километров. В таком случае даже крупный и радиоактивный аппарат, как новый беспилотник, получит возможность использоваться в боевых действиях без немедленного поражения противником.

Соглашение Airbus предусматривает готовность новой машины к полетам в период с 2027 по 2028 год. Стоимость контракта составляет 7,1 миллиарда евро. Производитель обязуется построить 21 машину. В цену входят наземные станции управления беспилотниками (не менее семи), поэтому говорить о стоимости каждой машины более трети миллиарда евро было бы неточно.

Конструкция имеет «противопартизанскую» направленность. Ее скорость составляет 500 километров в час, два турбиновинтовых двигателя с тянущими винтами придают аппарату вид обычного самолета. По радиозаметности к такому самолету должен быть близок.

С-70 обладает малой заметностью не только по конструкции, но и оружием, которое предусматривается использовать из внутренних отсеков. Такая компоновка также уменьшает радиолокационную заметность, подобно как у Су-57.

Российский тяжёлый беспилотник С-70 «Охотник», совершивший первый полёт в 2019 году, значительно компактнее Eurodrone (размах крыльев — 19 метров), обладает большей боевой нагрузкой (2,8 тонны), потолком в 18 километров и скоростью не ниже 1000 километров в час. Аппарат по форме оптимизирован для достижения минимальной радиозаметности. Вооружение «Охотника» включает крылатые ракеты большой дальности.

Проект Eurodrone подвергается серьезной критике в странах Евросоюза, но не по причине ограниченного радиуса действия вооружений или недостаточной малозаметности. Вопросы такого рода пока не обсуждаются, поскольку европейские армии пока не планируют участвовать в войнах с сильным противником. В ситуациях, когда противник в воздухе безоружен, подобные машины вполне подойдут. планируютиспользоватьРазработчикам предстоит решить сложную задачу: создать незаметное боевое средство, отвечающее разным требованиям для наблюдения за городскими кварталами по всей стране.

Критики новой машины в Евросоюзе подчеркивают, что большая взлетная масса не позволяет использовать её на полях. Стоимость также делает экспорт в другие страны нерентабельным.