Два стратегических самолета: белый и серый. Возникли в противоположных полушариях Земли – из одной задачи, разных ключевых решений. Серый шарит у земли, белый мчится стратосферой. Разной кистью, разной мерой их создали. Naked Science внимательно смотрит на российский Ту-160 и американский В-2 «Spirit».

У стратегической авиации есть свои преимущества.
Это оперативный удар на любую глубину вражеской территории с авиационной скоростью.
Это колоссальная, стратегическая мощь удара, радикально меняющая военную ситуацию (а то и ход истории). Это многоразовость боевого применения одного боевого средства для разных атак. И это возможность отменить удар до его совершения в любой момент после взлета. Вернуть меч из замаха обратно в ножны. Такой потенциал можно реализовывать на базе разных подходов и выбора ключевых свойств самолетов.
Два разных подхода можно увидеть на примере двух самых современных стратегических бомбардировщиков – российского Ту-160 и американского В-2 «Spirit».


Разные стратегии стратегов
У обоих самолетов как стратегических бомбардировщиков общая задача — надежно доставить мощный боевой груз на большую дальность. Надежность доставки сводится к ключевому затруднению — перехвату самолета. Здесь ставку можно сделать на разные факторы. Например, можно выбрать примат быстроты. Попробуй успешно перехватить самолет, мчащийся с большой сверхзвуковой скоростью порядка 2200 км/ч, или числом Маха, равным 2,07. Это осуществимо — но очень непросто сразу по двум причинам: во-первых, сокращается полетное время до цели (при этом ускоряется выполнение боевой задачи), и уменьшается доступное время приближения к самолету перехватывающего средства, ракеты или истребителя. Но если вы выбрали путь сверхзвуковой быстроты, то этот путь будет пролегать на большой высоте.
Режим полета разделяет самолеты по разным слоям атмосферы, изменяя их аэродинамические характеристики до существенных отличий.
Можно выбрать другой способ затруднить перехват: сделать самолет трудным для обнаружения. В этом случае скорость полета не так важна, главное — решить, как и где скрыть самолёт. Как? Набором конструктивных мер. Где? Убрав его из поля зрения, спрятав у земли, в областях с плохой видимостью для средств обнаружения.
Орел и сова
Два типа стратегических решений, воплощённых в этих самолётах, имеют чёткое сходство с живой природой. Авиация копирует птиц, а птицы иллюстрируют авиацию. Вот орел — эффективный хищник, настоящая машина убийства. Крупный, весомый, он парит высоко в небе, высматривая добычу, и за счёт стремительности снижения настигает и поражает её. Мощные крылья, тело — всё оформлено скоростью. А вот сова — не менее эффективный хищник, тоже настоящая машина убийства. Но — совсем другой. Средних размеров, она неслышно мчится низко у земли, высматривая добычу, и благодаря своей бесшумности настигает и поражает её. Широкие крылья, тело — всё оформлено беззвучностью.
У каждого крылатого хищника своя стратегия, которой помогает решать задачи и достигать целей. Существуют не только два конкретных биологических вида, но и оба рода и семейства, применяющие выбранный принцип и стратегию, пусть с вариациями. Аналогично у стратегических самолетов: каждый хорош, каждый может осуществить удар в рамках своей стратегии. Интересно, как это реализуется в практическом воплощении — давайте посмотрим.
Стратосферные путники
Атмосфера, в которой летают самолеты, состоит из двух различных частей. Нижняя часть называется тропосферой и хранит энергию солнца. Именно она ответственна за все погодные явления. Тропосферу отличает динамика, турбулентность и перемещения воздуха вместе с облаками всех типов. На высоте 10-12 километров граница отделяет её от стратосферы.
Стратосфера сложена горизонтальными несмешивающимися слоями. Поэтому её называют стратосферой – от латинского слова stratum, означающего «слой».
Здесь почти нет вертикальных движений, поэтому полёт обычно спокойный без тряски. Низкая плотность воздуха позволяет развивать высокую скорость. Спокойствие стратосферы экономит топливо на преодоление возмущений, так как крылья, стабилизаторы и кили создают свою силу в отклоненном положении, что всегда увеличивает сопротивление воздуха. На небольших дистанциях это некритично, но на стратегических расстояниях мелочей быть не может.
Кроме того, отсутствие турбулентности снижает нагрузку на самолет и уменьшает накопление усталости металла, продлевая эксплуатационный ресурс. Поэтому стратосфера для стратегических самолетов – основа большой (и многократной) дальности. Однако два наших героя используют ее по-разному. Оба применяют стратосферу как эшелон для покрытия стратегического расстояния, как спокойную и быструю трассу, по которой можно мчаться, пока не приблизишься к воздушному пространству противника. И тут начинаются отличия. Ту-160 может продолжить движение со сверхзвуковой скоростью, а В-2 снизится и будет незаметно подкрадываться максимально близко к рельефу, стараясь слиться с местностью.
Максимальная высота полета обоих самолётов примерно одинаковая: 15 200 метров у В-2 и 16 000 метров – у Ту-160. По какой причине именно столько? Наблюдается разная высота начала стратосферы в разных широтах Земли. На полюсах нижняя граница стратосферы расположена на высоте восьми-девяти километров. На экваторе тропосфера под действием солнечных лучей сильнее, поднимая восходящие потоки на большую высоту и смещая стратосферу выше, к 15-17 километрам. Высота максимального полета В-2 соответствует возможности летать в стратосфере на любых широтах, оставаясь в её спокойных слоях и экономя топливо на минимизации управляющих усилий.
Сверхзвуковой полет Ту-160
Сопротивление сверхзвукового полета велико из-за образования сверхзвуковых ударных волн, или конусов Маха. Скорость и кинетическая энергия самолета порождают их, отнимая энергию у корпуса и распространяя ее волнами в окружающее пространство. Передачу энергии ударным волнам можно уменьшить, заостряя все части конструкции, сталкивающиеся со сверхзвуковым потоком. Так у самолетов появляются острый нос, заостренные передние кромки крыльев, киля и стабилизаторов, острые кромки воздухозаборников.
Скошенные крылья, отводимые назад во время сверхзвукового полета, и скос лобовой части кабины уменьшают сопротивление воздуха. Отсутствие аэродинамических деталей на корпусе позволяет сверхзвуковому потоку плавно обтекать его. Встроенное оружие и отсутствие пилонов делают поверхность гладкой. Попарные большие сверхзвуковые воздухозаборники расположены снизу корпуса для сбора газодинамически сжатого углом атаки воздуха. Их вертикальный передний клин и скос кромки демонстрируют принцип работы сверхзвукового воздухозаборника. В итоге получается сверхзвуковой аэродинамический облик, созданный главным образом аэродинамикой.

Сверхзвуковой режим ставит задачи не только по приведению формы в соответствие. Сопротивление воздуха все равно существенно возрастает при всех принятых мерах. Поэтому требуется столь же существенное возрастание тяги, чтобы поддерживать скорость. Приращение тяги создается форсажным режимом двигателя. Для этого в задней части двигателя, перед реактивным соплом, устанавливается большая пустая труба с топливными форсунками в начале – форсажная камера сгорания.
Мощная керосиновая горелка нагревает газ перед соплом до тысячи градусов. Реактивное сопло – тепловая машина по разгону газовой струи – преобразует добавочную газу тепловую энергию в увеличение скорости истечения и прирост реактивной силы. У двигателей НК-32, четыре которых установлены на Ту-160, тяга возрастает с максимальных 14 тонн до форсажных 25 тонн. Прирост тяги – значительный, на 11 тонн, чуть ли не вдвое. Эта добавка тяги компенсирует возросшее сверхзвуковое сопротивление, поддерживая достаточно высокую (с числом Маха больше двух единиц) сверхзвуковую скорость.
Сильное увеличение тяги двигателя еще больше повышает расход топлива, который в режиме форсажа увеличивается многократно. На НК-32 этот показатель возрастает вчетверо, сжигая за час уже 42 тонны. Все четыре двигателя на полном форсаже расходуют 168 тонн – всю емкость баков. Несмотря на наличие режима частичного форсажа, он все равно требует запасов топлива. Большая масса топлива делает самолет большим. Так Ту-160 стал самым тяжелым боевым самолетом в истории, с максимальной взлетной массой 275 тонн. Из которых 148 тонн – топливо, что превышает половину от общей массы. Общая же емкость топливных баков составляет 171 тонну. Зачем в баках место для 23 тонн керосина сверх максимальной взлетной заправки? Потому что дозаправкой в воздухе можно заправить и их тоже, в отсутствие взлетной нагрузки на шасси. Возможность сверхзвука и форсажный режим делают Ту-160 огромным боевым топливовозом.
Благодаря своим габаритам его можно оснастить соответствующим грузом. Стандартная боевая нагрузка Ту-160 составляет 22,5 тонны, а максимальная – 40 тонн. На стратегические дальности самолёт летит со стандартной нагрузкой, которая обеспечивает ему боевой радиус в 7300 километров, часть которого проходит на сверхзвуке. Всё это делает Ту-160 самым большим и мощным боевым самолётом мира. В межконтинентальных ракетах ему соответствовала бы ракета 15А18М «Сатана» – самая большая и тяжёлая баллистическая ракета в мире.
Тихий полет В-2 «Spirit»
В-2 «Spirit» создан по иной логике, его ценности отличны. Невидимость – главный принцип конструкции «Духа». Аэродинамика пыталась соответствовать необычным и строгим требованиям по радиоотражению.
Убрали киль, чтобы избежать отражающей поверхности с корпусом и стабилизаторами, превратив самолет в плоскую фигуру. Форма тоже задана задачей минимального радиоотражения. Все кромки параллельны двум прямым линиям – это снижает вероятность обнаружения радаром.
Все аэродинамически важное переместилось на верхнюю часть крыла, словно глаза камбалы, оставив нижнюю сторону ровной и гладкой без деталей. Это сделано не для уменьшения сопротивления воздуха, как у Ту-160, а для снижения обратного сигнала от летящего самолета на высоте, который полностью отражает пришедший сигнал в сторону радара.
Воздухозаборники стали растянутыми и низко расположенными, прижавшись к крылу.

Сопла стали щелевыми и вышли на верхнюю поверхность крыла, отодвинувшись от задней кромки вглубь верхней поверхности самолета. Это скрыло их отражающие внутренности от радиолуча снизу. Кроме того, реактивным струям с большой плоской поверхностью стало проще смешиваться с окружающим воздухом при охлаждении за крылом. Это уменьшило тепловое излучение горячей реактивной струи, снизив заметность аппарата для тепловых головок самонаведения ракет.
Щелевые сопла, скрывающие нагретые части двигателя, тоже в разы понизили традиционную инфракрасную светимость и обозримость обычных круглых сопел, яркими фонарями светящих в пространство большими раскаленными поверхностями. Специальные радиопоглощающие покрытия всего корпуса дополнили комплекс основных мер по снижению заметности.
Нецелесообразно использовать сверхзвуковую мощность при выполнении задач в малозаметном режиме. Самолет летает на дозвуковой скорости, которая остается достаточной для доставки груза к цели в приемлемое время. Дозвуковой режим обтекания не создает ударно-волнового перекачки энергии от самолета во внешнюю среду, а лобовое сопротивление не достигает сверхзвуковых уровней. Поэтому не требуется высокая форсажная тяга двигателей: четыре двигателя General Electric F118-GE-100 являются бесфорсажными. В результате на боевом участке не возникает высокий расход топлива, что увеличивает продолжительность полета.
Тяга двигателей В-2 при полном режиме равна 7,7 тоннам, что составляет половину от 14 тонн максимальной тяги двигателей Ту-160. Это уменьшило массу как двигателей, так и конструкции, что привело к снижению расхода топлива и его необходимого запаса. Такая последовательность сокращений удвоила уменьшение максимальной взлетной заправки В-2 по сравнению с Ту-160, составляющей около 73 тонн. Самолет стал на треть легче Ту-160, с максимальной взлетной массой 180 тонн. Это повлекло за собой сокращение боевого радиуса В-2 до 5500 километров – уменьшение на четверть. При этом боевой груз В-2 составляет вполне стратегический вес: стандартная бомбовая нагрузка – 18 тонн, меньше уже лишь на одну пятую от стандартной нагрузки Ту-160, а максимальная – до 27 тонн.
Расширение возможностей
Полученные технические характеристики этих самолетов побуждают к прямому сравнению. Меньшая дальность и радиус действия означают снижение боеспособностей стратегического самолета, его ударный потенциал; подобный подход применим и к тоннажу боевой нагрузки. Это действительно так, если рассматривать лишь сам самолет, единицу летающей техники. Но самолет входит в комплекс мер по повышению его боевых возможностей. С их помощью можно решать задачи принципиально большей, неограниченной дальности, радикально меняя положение дел.
Создав сеть авиабаз по всему миру, можно обеспечить с них дозаправку в воздухе нужного количества раз, увеличив дальность полета многократно. В такой ситуации погоня за ростом автономной дальности самолета может терять смысл. Оптимальность возимых на борту запасов топлива смещается в сторону их сокращения. Зачем возить лишнее, если везде можно долить керосина? Его подвезут в любом районе планеты. В январе 2017 года два B-2 уничтожили лагерь боевиков возле города Сирт в Ливии. При этом взлет и посадка производились в одном месте – на своей базе ВВС Уайтмен в штате Миссури, при нескольких дозаправках за 34-часовой беспосадочный боевой вылет. Если говорить в терминах боевого радиуса (взлетел – дотянулся – вернулся), он составил больше десяти тысяч километров.

В ходе боевых вылетов в Афганистан В-2 взлетали с базы Уайтмен и без посадки возвращались на базу в Миссури, пролетев почти двое суток (44 часа) по маршруту протяженностью около 13 000 километров. Это ортодромная дальность, то есть кратчайшая прямая линия на поверхности Земли. Однако фактическая протяженность пройденного пути составляла значительно больше – 26 000 километров – из-за выхода в точки дозаправки, следования выделенными проходами через территории других государств, обхода атмосферных фронтов и грозовых массивов, а также других изменений курса.
При таком подходе к нанесению ударов целесообразно ли расширять боевой радиус самолета и стремиться к еще двум или трём тысячам километров? Не принесет ли это возможности действовать на другой стороне планеты с возвращением. Каков реальный боевой радиус В-2 при подобной организации эксплуатации в 5300 километров?
Полеты Ту-160 на большие расстояния осуществляются с использованием дозаправки в воздухе. Такой способ полетов применяют, например, при вылете во Венесуэлу или по маршрутам большой протяженности вдоль побережий континентов. Дозаправка может увеличивать сверхзвуковой участок полета. Можно опустошить баки на форсаже, отключить форсаж, замедлиться, перейти на дозвуковую скорость, подойти к стратотанкеру для дозаправки практически без снижения высоты и далее продолжить полет на форсаже. Таким образом, дозаправка снимает ограничение самолета его номинальным радиусом действия.

Вес боевой нагрузки тоже имеет свои особенности. Для стратегических грузов при грузоподъемности более 20-25 тонн разница значения не имеет. Ударный эквивалент мегатонн поместится и в пяти, и в десяти тоннах полезной нагрузки из-за компактности современных термоядерных зарядов. Так, основная стратегическая термоядерная бомба США B61 весом 320 килограммов может выделить мощность треть мегатонны. Грубо говоря, тонна таких бомб эквивалентна мегатонне тротилового эквивалента.
Привезет ли стратег 20 или 30 мегатонн — не столь принципиально. Важна первая мегатонна, выделившаяся над целями. Важна вторая, третья. Но уже следующие мегатонны мало что изменят, поскольку катастрофические разрушения и неприемлемый ущерб уже будут нанесены.
Подобно дальности, постоянное увеличение грузоподъемности перестает быть абсолютной ценностью. Стратегические задачи выполнят при использовании только части полной грузоподъемности, оставляя неиспользуемую часть. Поэтому сравнивать грузоподъемности с практических резонов — бессмысленно.
Оружие также изменяет индивидуальный боевой радиус стратегического самолёта. Главный убойный инструмент Ту-160 – стратегические крылатые ракеты большой дальности: Х-55СМ с дальностью 3000 километров и Х-101/102 с дальностью 5500 километров. Вероятно, неслучайно значение 5500 километров – это условно принятый рубеж, с которого начинается межконтинентальная дальность. То есть Х-101/102 сами по себе являются ракетами с межконтинентальной дальностью. Стратегические крылатые ракеты увеличивают боевой радиус самолета на максимальную дальность своего полета. Это очень серьёзные изделия с термоядерной боевой частью в 200 и более килотонн.

Стратегические крылатые ракеты представляют собой длинные, похожие на бревна или граненые столбы объекты с узкими складывающимися крыльями и выдвигаемым турбореактивным двигателем. Длина их составляет от шести до девяти метров, диаметр немного меньше метра, а масса – около полторы тонны, наподобие стволов больших пирамидальных тополей. Эти ракеты размещаются в барабанных пусковых установках внутри грузового отсека корпуса самолета.
Пусковые установки функционируют по принципу барабана револьвера, вращаясь для того, чтобы очередная отделяемая ракета находилась снизу установки, над открытыми створками отсека. Оттуда ее катапультируют вниз. Ракета не сбрасывается, как бомба, а катапультируется, чтобы быстро выйти из самолета и избежать подтягивающих течений, которые могли бы заставить ее удариться о корпус самолета. У Ту-160 две таких установки по шесть ракет в каждой.
Стратегические крылатые ракеты — это дозвуковые ракеты с низким траекторией полёта, которые скрываются за местностью.
Это одноразовые боевые беспилотники, являющиеся миниатюрными копиями своих носителей. Их заправляют керосином, составляющим более половины их массы. На турбореактивном двигателе они преодолевают тысячи километров, следуя за своим носителем. Несколько часов они несут к цели боевую часть небольшого веса — 200-400 килограммов.
Ракетолёты лучше запускать на максимальную дальность, избегая приближения к цели ближе необходимого расстояния. Так почти в половине случаев удаётся остаться вне территории противника при запуске ракет. Достаточно выйти в заданную точку пространства с нужным курсом, не ища цель ни в небе, ни на местности. Цель найдёт ракета, программа управления которой содержит данные о цели.
Суммарный радиус действия ракетного комплекса составляет 7300 + 5500 = 12 800 километров. Такая дальность сравнима с межконтинентальными баллистическими ракетами, позволяя стратегу доставить заряд небаллистическим способом, с высокой авиационной скоростью и другими преимуществами авиации. В этом плане комплекс служит альтернативой баллистике – важным вариантом реализации, идущим своей независимой тропой.
В дополнение к стратегическим крылатым ракетам «стратег» может применять ракеты меньшей дальности и мощности для решения тактических задач на значительном удалении. Аналогичный эффект достигается при использовании обычных бомб свободного падения, где важен тоннаж бомбового отсека – даже 20 тонн обеспечивают мощный и разрушительный удар.
Аэробаллистическими ракетами совершаются тактические и стратегические ядерные удары. Тактическими крылатыми ракетами решают широкий спектр задач локального значения. Свободнопадающими боеприпасами можно поразить железнодорожный состав, перемещающиеся мобильные пусковые установки и любую стационарную цель.
Аэробаллистические ракеты
Ракетами такого типа реализуется баллистический тип полета. Их дальность варьируется от 60 до 150 километров и охватывает весь диапазон оперативно-тактической дальности до 500 километров. Это пятиметровые, весом более тонны твердотопливные оперенные реактивные снаряды. По своему полету они идентичны снарядам «Катюши» и представляют собой обычные оперативно-тактические ракеты, но запускаемые с самолета. Это сверхзвуковые ракеты: в зависимости от дальности они разгоняются до М = 3-5. Запуск происходит на дозвуке, чтобы ракета могла спокойно выйти из самолета без запуска двигателя и риска удара сверхзвуковым потоком об носитель.
Траектория пролетаемых в атмосфере ракет с высокой дозвуковой скоростью запуском носителем побуждает к небольшому углу атаки корпуса к набегающему потоку для создания подъемной силы, особенно эффективной на сверхзвуке, который быстро достигается. Это позволяет поддерживать ракету на всей траектории аэродинамической подъемной силой, ускоряя набор высоты и замедлять снижение, делая полет продолжительнее и увеличивая дальность. Получается не чисто баллистическая траектория, а горизонтально растянутая наложением подъемной силы — более пологая, чем обычная парабола падения. Такую траекторию называют аэробаллистической, как и ракеты по ней летящие.
Стратегические ракеты запускаются с использованием хорошей навигационной системы, которая доводит самолёт до точного места запуска и снижает погрешность координат стартовой позиции.
Это большие и сложные управляемые ракеты с навигационной системой, системой управления полетом, помехозащищенными активными радиолокационными головками самонаведения, электросетью, рулевыми машинами, системой подрыва и другой сложной бортовой техникой. Боевая часть может быть как обычной, так и ядерной. При небольшой мощности заряда ракета становится тактическим ядерным оружием. Традиционные цели для аэробаллистических ракет – авианосцы. Но боевая часть может быть и термоядерной со стратегической мощностью в треть мегатонны. Такая мощность поразит любую стратегическую цель, к которой будет доставлена. Поскольку эти ракеты вдвое короче стратегических, их можно размещать на четырех более коротких барабанных установках, загружая 24 аэробаллистические ракеты Х-15 в один Ту-160.

В-2 обладает малой радиолокационной заметностью, сравнимой с крылатой ракетой или даже меньшей. Так же, как крылатая ракета, он проникает глубоко на территорию противника. Вместо применения стратегических крылатых ракет, В-2 сам выполняет их роль. Подойдя к цели, В-2 использует тактические крылатые ракеты, дальность которых не превышает сотен километров. Ракета запускается с барабанных установок.
Из-за меньшей дальности ракете требуется меньше топлива, её масса снижается, зато увеличивается количество – до восьми мест в пусковой установке. В-2 оснащен двумя такими установками. Тактические ракеты (отличающиеся высокой степенью совершенства) летят к цели на малой высоте с дозвуковой скоростью по стандартной траектории низколетящих крылатых ракет. Дальность ракет может превышать тактическую границу в 500 километров, как у AGM-158B JASSM-ER с дальностью полета в тысячу километров.
В-2, проникая ближе к цели, вооружён короткодействующими боеприпасами – бомбами. Это стратегическое вооружение самолёта. В отличие от чистого (на сегодняшний день) ракетоносца Ту-160, В-2 выступает в традиционном понимании бомбардировщика – носителя бомб. Благодаря малой массе и конструктивному совершенству заряда и корпуса с бортовыми системами современных термоядерных бомб, самолет способен взять на борт очень большую суммарную термоядерную мощность. Самолет доставляет заряд к цели вместо крылатой ракеты, используя свои двигатели, а не двигатели ракеты. Доставив заряд, он лишь сбрасывает его на цель в правильном корпусе боеприпаса и нужном варианте срабатывания.
Бомбардировщики используют свободнопадающие бомбы, что обуславливает название «бомбардировка» в их наименовании. Свободнопадающие бомбы увеличивают возможности применения самолетов. В арсенале имеются обычные и ядерные боеприпасы – тактические и стратегические термоядерные.
Разница в мощности бомб в тридцать раз позволяет поражать средние и небольшие цели эффективнее, точечно и локально, что увеличивает количество целей в регионе атаки на порядки.
Не будем перечислять аббревиатуры, специализации, калибры и мощность бомб. Ассортимент свободнопадающих бомб большой: от обычных фугасных до термоядерных, стратегического уровня мощности в ощутимую часть мегатонны. Самолет В-2 несет и применяет бомбы, время от времени проводя боевые бомбардировки в разных районах – в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии.

Ту-160 оснащен оптико-электронным комплексом для бомбометания и другим необходимым оборудованием. Все самолеты имеют револьверные пусковые установки или многопозиционные катапультными устройства МКУ-6-5У для запуска стратегических крылатых ракет.
Использование бомб свободного падения возможно только после переоборудования грузовых отсеков. По этой причине Ту-160 практических бомбометаний не выполняет.
Орлиное зрение
Система навигации включает несколько блоков, каждый работающий по разным каналам информации. Инерциальный блок дополнен астро- и спутниковой навигацией. Все полученные данные обрабатываются для определения точных местоположения.
Обнаружение предметов служит для тактических целей: лететь к ним и обрабатывать вблизи или на месте. Для этого нужно найти их на местности, что потребует взгляда орла и зоркости совы. В ход идут фазированные антенные решетки и радары с синтезированной апертурой, прицельно-навигационные комплексы, оптика в инфракрасном канале и другие средства обнаружения, распознавания и целеуказания. Также нужно обнаруживать объекты, не являющиеся целями, но требующие уклонения, например, средства ПВО противника. Третий тип объектов – это приближающиеся истребители и ракеты, которые могут представлять опасность для самолёта.
Для наблюдения за целями и управления оружием Ту-160 и В-2 получили сложные бортовые системы. К ним относятся комплексы радиоэлектронной борьбы, создающие помехи разных видов. Большая обработка данных потребовала высокой автоматизации рабочих процессов. Это позволило сократить экипаж В-2 до двух человек: один спит, а другой управляет самолётом на крейсерском режиме — оба работают при дозаправках и в боевой обстановке. В Ту-160 экипаж состоит из четырех человек.
Два самолета с одинаковым назначением демонстрируют условность сравнений. Выводы из сказанного могут быть разными и не всегда ценны. Расположение сил этих стратегических систем постоянно меняется в зависимости от новых боеприпасов, схем применения и модернизации бортовых систем. Самолеты находятся в постоянном развитии, например, появление ракеты Х-101 с дальностью 5500 километров существенно увеличивает потенциал Ту-160. Ракета Х-102 в термоядерном варианте повышает суммарную мощность боезапаса одного самолета.
Ту-160М2 служит примером модернизации самолетов. Модернизация коснулась нескольких важных компонентов: двигатели НК-32 второй серии стали экономичнее, что увеличит боевой радиус на тысячу километров. Бортовое оборудование пополнится новой инерциальной навигационной системой, модернизированным комплексом радиоэлектронной борьбы, возможности систем управления оружием повысятся. Элементы нового оборудования Ту-160М2 планируют использовать в самолете ПАК ДА.
Смена уже на подходе
Развитие технологий ускоряется, а модернизации все больше отстают от возможного. Возникает новое поколение самолетов: Орла и сову сменит следующее поколение авиационных «стратегов», уже создаваемых и проходящих испытания. В обоих полушариях Земли оно приобретает одинаковый вид – скрытное дозвуковое летающее крыло. На смену Ту-160 готовится ПАК ДА – перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Дозвуковой самолет ставит на малозаметность. Различные оценки предполагают его существенное уменьшение в размерах и массе, приблизительно 150 тонн, с дальностью полета до 15 тысяч километров. Ожидается широкий набор вооружения – от ракет до бомб. ПАК ДА станет более универсальным, охватывая линейку целей В-2.
В-2 Spirit сменит внешне похожий на него В-21 Rider, продолжит развитие принципа малозаметности и уменьшения — при отказе от погони за дальностью и грузоподъемностью. Благодаря развитой сети баз и возможности дозаправок в воздухе боевой радиус В-21 сократится до 4000 километров, а вес полезной нагрузки составит 12-13 тонн. Высокая экономичность двигателей снизит расход топлива. Всё это уменьшит размеры самолета и ещё больше усилит его малозаметность. А то, что стоимость примерно вчетверо ниже предшественника, позволит строить больше самолетов (при сопоставимой боевой мощи одного), повышая суммарный потенциал нанесения удара этим сегментом стратегических самолетов.
Параллельно с разработкой новых дозвуковых крыльев-«невидимками» могут появиться сверхзвуковые «стратеги» с улучшенной аэродинамикой, новыми возможностями и высокими боевыми характеристиками. Будущее покажет, когда начнет летать новая техника, чем будет вооружена, какова окажется ее реальная эффективность и как выполнит стратегические задачи.