Новому самолету с инновационной конструкцией крыла дали «зеленый свет» для испытаний в воздухе.

JetZero, американская компания, рассчитывающая на прорыв в гражданской авиации, получила сертификат летной годности для испытаний уменьшенной модели своего перспективного реактивного авиалайнера с «смешанным крылом». В рамках планируемой программы летных испытаний будет произведена оценка летно-технических характеристик самолета, а также его устойчивости и управляемости.

Практически все самолеты, как современные, так и более старые модели, изготавливаются и изготавливались по трем классическим аэродинамическим схемам. Расположение крыла может быть верхним (высокоплан), нижним (низкоплан) или средним (среднеплан), при этом каждый тип конструкции обладает рядом отличий, влияющих на летные характеристики самолета.

Со второй четверти XX века (советский БИЧ-3, 1926 год) инженеры из разных стран проводили испытания еще одной аэродинамической схемы — «летающее крыло», такая конструкция подразумевает отсутствие хвостового оперения и единой, обособленной фюзеляжной части. В соответствии с этой схемой, все элементы летательного аппарата, включая пилотов, размещаются в плоскости крыла.

Летающее крыло» часто называют наиболее аэродинамичной и эффективной конструкцией, однако оно не получило широкого распространения в мировой авиационной промышленности. Причиной этому стали два основных фактора: крупные самолеты такой компоновки могут демонстрировать недостаточную устойчивость, а также обладают ограниченной маневренностью. В то же время современные автоматизированные системы управления полетом позволили решить проблему устойчивости, а низкая маневренность не являлась критичным фактором для определенных типов воздушных судов, таких как пассажирские авиалайнеры.

В период с 2000-х годов инженеры начали обсуждать еще одну аэродинамическую конструкцию, представляющую собой модификацию схемы «летающего крыла «смешанном крыле». В отличие от предыдущей конструкции, здесь фюзеляж имеет четкую форму и плавно переходит в треугольные консоли крыла. Фюзеляж и крыло визуально объединены, формируя изящную конструкцию, сочетающую черты обычного авиалайнера и самолета-«летающего крыла».

В 2016 году исследователи из Института аэрокосмических наук Университета Торонто, Канада, выполнили расчеты, касающиеся топливной эффективности конструкций с «смешанным крылом выяснили, согласно полученным данным, применение данной схемы позволит сократить расход топлива примерно на 11 процентов, однако это актуально только для крупных авиалайнеров. Дополнительные исследования выявили, что «смешанное крыло» обеспечит увеличение грузоподъемности на 15 процентов по сравнению с самолетами, разработанными по традиционным аэродинамическим принципам.

В настоящее время частные аэрокосмические и военно-промышленные предприятия являются основными разработчиками аппаратов «смешанного крыла». К ним относятся такие компании, как Airbus, Lockheed Martin, Bombardier, Zeroavia и небольшой стартап JetZero.

В 2023 году представители JetZero сообщили, инженеры компании работают над созданием реактивного авиалайнера Z5, конструкция которого предусматривает схему «смешанного крыла». Разработчики утверждают, что новый самолет будет потреблять на 50 процентов меньше топлива – цифра, которая кажется труднодостижимой – по сравнению с существующими пассажирскими авиалайнерами. Это должно привести к значительному снижению операционных затрат и сделать дальнемагистральные перелеты более доступными. Также Z5 будет отличаться повышенной вместимостью по сравнению с большинством современных самолетов.

Новая модель самолета предназначена для перевозки 250 пассажиров, а его конструкция рассчитана на выдерживание большего перепада давления между внутренними отсеками и внешней средой, чем у стандартных авиалайнеров. Крейсерская высота полета будет составлять около 14 тысяч метров, дальность – почти 10 тысяч километров, а размах крыла – 61 метр.

Z5 сможет работать в любом аэропорту, который способен обслуживать большинство самолетов компаний Airbus и Boeing. Кроме того, JetZero хочет сделать свой самолет со смешанным крылом на 100 процентов совместимым со всеми возможными видами топлива класса SAF (Sustainable Aviation Fuel, то есть биотопливо).

Крылья или фюзеляж могут предоставить достаточно пространства для размещения необходимого объема водорода, используемого в качестве топлива (при условии существенного сокращения дальности полета).

Компания планирует запустить Z5 в производство уже в 2030 году — предположительно, он заменит Boeing 757 и Boeing 767.

На днях JetZero поделилась важной новостью. Компания получила от Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration) сертификат летной годности на уменьшенную копию реактивного авиалайнера Z5. Этот документ является важным этапом в процессе разработки полноразмерной версии самолета.

Демонстратор получил название Pathfinder. Эта модель имеет масштаб 1:8 и размах крыла семь метров. Программа летных испытаний Pathfinder, которая состоится на аэродромах в Южной Калифорнии, направлена на проверку систем управления полетом и шасси.

«По словам представителей компании, все эти испытания проводятся для разработки полнофункционального прототипа, призванного подтвердить эффективность самолета со смешанной конструкцией крыла.

JetZero не ограничивается только разработкой авиалайнера для гражданской авиации, она также активно сотрудничает с вооруженными силами США. В августе 2023 года компания заключила контракт с ВВС США стоимостью 235 миллионов долларов на разработку самолета-заправщика, который создадут по той же схеме, что и Z5. Построить опытный образец и начать его летные испытания компания должна уже в 2027 году. Если прототип покажет себя с лучшей стороны, ВВС закажут его серийное производство. В противном случае все ограничится только опытной техникой.