Американская компания JetZero получила сертификат летной годности для испытания уменьшенной копии сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Программа испытаний позволит оценить летно-технические характеристики самолета, его устойчивость и управляемость.

Практически все самолеты, как новые, так и старые, изготавливались и производятся по трем основным классическим методам. аэродинамическим схемамРасположение крыла определяет тип конструкции самолета: высокоплан, низкоплан или среднеплан.
Со второй четверти XX века (советский БИЧ-3В 1926 году инженеры различных стран испытывали новую аэродинамическую конструкцию. «летающее крыло»Бесхвостые самолеты, у которых нет отдельного фюзеляжа, представляют собой схему размещения всех компонентов и пилотов в плоскости крыла.

Учтенная как наиболее аэродинамическая и эффективная конструкция, «летающее крыло» не получила широкого применения в мировом самолетостроении из-за недостатков: большие самолеты по этой схеме могут быть неустойчивыми и иметь низкую маневренность. Автоматизированные системы управления смогли решить проблему устойчивости, а для некоторых классов машин (например, пассажирских авиалайнеров) маневренность никогда не была главным фактором.

В 2000-е годы инженеры стали обсуждать ещё одну аэродинамическую схему, вид «летающего крыла». «смешанном крыле»В отличие от первой схемы, здесь фюзеляж четко выделен и плавно переходит в треугольные консоли крыла. Фюзеляж и крыло сливаются, образуя изящную форму, напоминающую то обычный авиалайнер, то «летающее крыло».
В 2016 году канадские учёные из Института аэрокосмических наук Университета Торонто провели расчеты топливной эффективности «смешанного крыла». выяснилиПрименение такой схемы даёт возможность снизить расход топлива почти на 11%, но только для крупных самолётов. Последующие исследования выявили, что «смешанное крыло» обладает на 15% большей грузоподъёмностью по сравнению с машинами, спроектированными по традиционным аэродинамическим схемам.
В настоящее время разработкой летательных аппаратов с комбинированным крылом занимаются в основном частные аэрокосмические и военно-промышленные корпорации. К таковым относятся Airbus, Lockheed Martin, Bombardier, Zeroavia и небольшой стартап JetZero.

В 2023 году представители JetZero сообщилиИнженеры компании разрабатывают реактивный авиалайнер Z5 по схеме «смешанное крыло». По заявлению разработчиков, машина будет потреблять на 50 процентов меньше топлива, чем современные пассажирские самолеты, что существенно снизит эксплуатационные расходы и сделает трансконтинентальные перелеты относительно дешевыми. Z5 также станет вместительнее большинства авиалайнеров.
Самолет рассчитан на перевозку двухсот пятидесяти пассажиров, конструкция выдержит больший перепад давления между отсеками и внешней средой по сравнению с обычными авиалайнерами. Крейсерский полет будет проводиться на высоте приблизительно четырнадцать тысяч метров, дальность полета составит почти десять тысяч километров, размах крыла — шестьдесят один метр.
Z5Самолет сможет эксплуатироваться в любых аэропортах, способных обслуживать большинство моделей самолетов Airbus и Boeing. Также JetZero планирует сделать свой самолет с комбинированным крылом полностью совместимым со всеми доступными видами топлива класса SAF (Sustainable Aviation Fuel, то есть биотоплива).
Крылья и фюзеляж могут вместить достаточное количество водорода для использования его в качестве топлива. существенного сокращения дальности полета).
Компания планирует запустить Z5Новое изделие должно появиться в производстве к 2030 году – как предполагается, оно заменит Boeing 757 и Boeing 767.
На днях JetZeroподелилась важной новостьюФедеральное управление гражданской авиации США выпустило компании сертификат летной годности уменьшенной модели реактивного авиалайнера Z5. Это очередной этап в создании полной версии самолета.

Демонстратор получил название PathfinderЭта модель в масштабе 1:8 имеет размах крыльев семи метров. Программа летных испытаний Pathfinder состоится на аэродромах Южной Калифорнии с целью тестирования систем управления полетом и шасси.
Все испытания разрабатываются для создания полноценной модели, призванной подтвердить работоспособность самолета с комбинированной конструкцией крыла.
JetZero разрабатывает авиалайнер для гражданской авиации и тесно сотрудничает с американскими военными. В августе 2023 года компания заключила контрактСША предоставили фирме 235 миллионов долларов на разработку самолета-заправщика по схеме Z5. В 2027 году должна быть готова опытная партия и начаты испытания в воздухе. При успешном тестировании ВВС выпустит заказ на серийное производство, иначе будет выпущено только ограниченное количество прототипов.